Учиться в частной школе бесплатно — мечта, пожалуй, многих, но в Гимназии Сколково она становится реальностью для целеустремленных и талантливых учеников. Программа бесплатного обучения доступна для тех, кто уже учится в гимназии, а также для тех, кто только поступает к нам.
В этом году 18 студентов Гимназии Сколково получили право на льготное обучение, причём четверо из них обучаются на таких условиях не первый год. Попасть в число «счастливчиков» непросто: учитываются активное участие в жизни Гимназии, проектная деятельность и, конечно же, академические достижения. При этом важны не только отличные оценки (не более одной-двух «четверок» в году) в дневнике, но и результативное участие в перечневых олимпиадах и конкурсах на муниципальном, региональном уровнях и выше.
Право на безвозмездное обучение необходимо подтверждать каждый год, в противном случае льготу легко потерять. Мы пообщались со студентами гимназии, которые учатся здесь бесплатно, чтобы узнать, как они добились этого и какие цели ставят перед собой.
Ева Чеботаева, студентка 9В класса, учится в Гимназии уже четыре года. С самого начала своего обучения она знала о возможности бесплатного обучения для тех, кто хорошо учится и активно участвует в школьной жизни.
«В седьмом классе мой наставник Татьяна Перкова напомнила мне об этой программе, и я решила всерьез заняться олимпиадами: в 2022 году я стала призером муниципального этапа по литературе, а в 2023 году приняла участие во всероссийских олимпиадах по нескольким предметам», — рассказывает Ева.
Помимо олимпиад, Ева вместе с одноклассниками представила проект онлайн-тетради по теории русского языка на научно-практической конференции Skolstart и стала лауреатом конкурса. Проект возник благодаря специальному курсу «Инноватика», который мы реализуем с экспертами Сколковского института науки и технологий.
«Всё началось с того, что наш учитель русского языка Ирина Алексеевна Москвина уже с 5-го класса просит студентов гимназии вести тетради-справочники по теории, чтобы собирать там правила и примеры. Это занимает много времени и большинство информации теряется, поэтому мы с одноклассниками решили создать онлайн-версию такой тетради, которая, возможно, облегчит учебу другим ребятам.
В проекте я отвечаю за методическую и контентную части: переношу материалы в электронный формат и загружаю их на сайт, который мы разработали на платформе Tilda. Проектом я очень увлечена и планирую продолжать его развивать. Возможно, этой весной представлю его на защите персональных проектов. Вижу цель этой платформы в адаптации для англоязычных студентов, которые изучают русский как иностранный».
Не менее показательным является путь Маргариты Саркисян, студентки 11-го класса. Она учится в гимназии на льготных условиях с 7-го класса, и все это стало возможным благодаря академическим успехам.
«Еще в 6-м классе я узнала о возможности учиться на бюждете на школьной ассамблее и сразу загорелась этой идеей. Подумала, почему бы и нет, ведь это в том числе экономит немало денег. Уже тогда я участвовала в олимпиадах по итальянскому языку, литературе и английскому. Конечно, не всё сразу получалось, но победа на региональном этапе в 8-м классе вдохновила меня продолжать», — вспоминает Марго.
Сегодня она не только сохраняет высокий уровень учебы, но и входит в Всероссийскую олимпиадную сборную по итальянскому языку. Марго говорит, что для достижения результата самое важное — вовремя начать.
«7-8 классы — отличное время, чтобы попробовать свои силы. В этом возрасте многие дети не понимают, насколько это важно и насколько это может пригодиться в будущем. К сожалению, когда ты приходишь в 10-11 класс, времени и сил на олимпиады уже не остаётся: слишком много других дел и забот», — говорит она.
Несмотря на любовь и способность к языкам, в будущем она планирует связать свою жизнь с психологией и поступить в МГУ им. Ломоносова, написать диссертацию и выйти на международный уровень.
«Сейчас я работаю над проектом по генетике вместе с Никитой Сергеевичем Якушевым, учителем биологии. Мы изучаем хромосомы, которые могут быть связаны с различными синдромами. Никита Сергеевич — специалист в области генетики, он помогает понять, каким образом определённые гены влияют на мозг. Сейчас мы исследуем три гена, связанные с аутистическим спектром. На самом деле я никогда не думала, что займусь биологией: до 10 класса мне все говорили, что я стану переводчиком, потому что мне легко удавалось выигрывать олимпиады по языкам. Но, работая над научным проектом, я поняла, что психология — это мое, и именно в этом я хочу развиваться».
Студент 9А класса Илья Иванков — пример того, как можно успевать всё и даже больше. Во-первых, он победитель и призер Всероссийской олимпиады школьников по нескольким предметам: астрономии, информатике, математике и испанскому языку. Во-вторых, он поет в школьном ансамбле, играет в постановках и спектаклях, и при всем этом учится в гимназии на безвозмездной основе. В чем его секрет?
Как говорит Илья, для него важным жизненным ориентиром стали слова педагога по драме Ксении Вячеславовны Светловой: «Кто хочет, тот ищет возможности, а кто не хочет — оправдания».
«Еще в девятом класса моя сестра Ира (выпускница гимназии 2023 года, студентка 2 курса Ludwig Maximilian University of Munich — прим. редакции) стала призером заключительного этапа по испанскому языку, ее результат меня очень вдохновил и мотивировал попробовать начать решать олимпиады. В этом начинании меня поддерживали и до сих пор поддерживают родители: папа учит меня физике, а мама поддерживает морально. В то время я учился в другой школе и, к сожалению, олимпиадное движение там было развито плохо, поэтому смог дойти только до участника муниципального этапа.
Сейчас я уже несколько лет учусь в гимназии Сколково, где олимпиадное движение развито лучше. Выбрал для себя стратегию участвовать во всех предметах школьного этапа, а уже после результатов определиться, на какой предмет сделать упор. В этом году я уже успел написать олимпиады по астрономии, физике, физкультуре, английскому, испанскому и немецкому языкам. Посмотрим, что из этого выйдет и получится ли взять вершину выше и стать победителем или призером регионального этапа», — делится Илья.
Впереди у Ильи ещё один интересный и важный проект — защита персонального проекта по итогам обучения в MYP (Middle Years Programme):
«Я хочу провести исследование и понять, как можно превратить историю в сценарий, а потом, возможно, поставлю в Гимназии спектакль по этому сценарию», — говорит он.
В заключение рассказываем историю Катерины Поповой — студентки 11 класса и призера заключительного этапа Всероссийского фестиваля исследовательских и проектных работ «Вектор», на котором она представляла свою научно-исследовательскую работу «Определение содержания антибиотиков в молочной продукции методом иммуноферментного анализа (ИФА)». Позднее Катерина стала ещё и призером Научно-исследовательской конференции «79-е дни науки» МИССиС с работой в секции «Язык и коммуникации» на тему «Пропаганда во время Первой мировой войны». Вот что рассказывает Катя о своем пути в олимпиадном движении:
«В девятом классе к участию в олимпиадах меня подтолкнула учитель химии Вера Анатольевна. Начиная с 5 класса, я участвовала в олимпиадах, но не придавала этому большого значения. В 9-ом классе я поняла, что задания могут быть интересными и поменяла свое отношение к этому виду состязаний: если не брать ВСОШ, то существует множество олимпиад с заданиями повышенной сложности, но вполне решаемыми.
Говоря о конкурсах, я очень увлеклась исследовательской работой: моя первая серьезная работа в 9-ом классе была настоящим вызовом для меня, но благодаря Вере Анатольевне, Арине Холькиной (сотрудник Сколтеха — прим. редакции) и родителям я успешно справилась. Сейчас проектная работа дается в какой-то степени легче, поскольку уже есть понимание формата и требований, и я каждый раз наслаждаюсь процессом».
К слову, Катерина увлекается химией еще с восьмого класса и за это время провела множество тематических мастер-классов для ребят младше. Об истории своего увлечения она рассказывает:
«Мне понравилась химия в конце 8 класса случайно. Изначально я пропустила пару уроков и перестала понимать, о чем говорят на занятиях. Конечно, меня волновали мои оценки, и я решила разобраться в предмете, чтобы в последнем триместре выйти на «отлично». К счастью, мне это удалось, и я поняла, что химия — это то, что окружает всех нас и является неотъемлемой частью каждого человека. Так я и полюбила естественнонаучный предмет и с удовольствием делюсь своими знаниями с другими ребятами».
Озвучивая советы, как повторить их путь, студенты, обучающиеся бесплатно, сходятся в одном: не стоит упускать возможности, которые дают школьные годы.
«На самом деле мой совет прост: участвуйте во всех олимпиадах, в которых только можно, ищите возможности и пробуйте свои силы», — говорит Илья.
«Я понимаю, что сложно в 13 лет решить, кем ты станешь в будущем, ведь жизнь долгая штука, и это нормально, что интересы меняются. Но если есть предмет, который вам даётся, решайте олимпиады: школьные, вузовские, любые. Даже если не получится сразу, у вас уже будет определенная репутация, будет имя в определенных кругах и, конечно, при поступлении в престижный вуз в России вы получите определенные преференции», — подытоживает Маргарита Саркисян.
Узнать подробнее о порядке предоставления и подтверждения льготы можно на сайте гимназии в Положении об обучении на безвозмездной основе в разделе «Поступление».