Информационно-библиотечный центр Гимназии Сколково - это не просто школьная библиотека. Это проводник в мир книг и самых полезных ресурсов, который всегда помогает разобраться в потоке информации и регулярно направляет рекомендации по актуальным ресурсам и литературе родителям студентов гимназии. О том, как развивать критическое мышление, любовь к книге и о роли библиотеки в современном мире, мы поговорили с руководителей ИБЦ Гимназии Сколково Светланой Чазовой.
- Расскажите о библиотеках как об объектах культуры. Какие библиотеки бывают? Чем отличается библиотека Конгресса, например, от Британской Библиотеки?
- Сегодня, как никогда, очевидна роль библиотек в современном обществе. Оказывается, есть такие места, где можно абсолютно бесплатно получить ценную информацию. А ценна она еще и тем, что эта информация проверенная. Можно получить совет от специалиста, что почитать для учебы, для исследования и для досуга.
Библиотеки можно назвать объектами культуры, потому что они осуществляют функции хранения и передачи исторических сведений, мирового научного знания и культурного багажа. Так было более четырех тысяч лет назад, и так будет дальше. На нас с книжных стеллажей смотрят эпохи, дела минувших дней и устремления писателей в грядущее. Мы привыкли им доверять, и это доверие обусловлено исторической памятью и силой места. Силой слова. Силой чувств. Силой правды.
Библиотеки различаются, в первую очередь, своими читателями. Есть библиотеки для ученых – академические, есть для студентов – вузовские, а есть для всех – публичные. Есть библиотеки – городские или краевые, а есть национальные.
Вот к таким национальным относятся Библиотека Конгресса США (Library of Congress, более 168 млнэкземпляров) и Британская библиотека (British Library, более 170 млн экземпляров). Национальные библиотеки есть в каждой стране. А в России их две: Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге и Российская государственная библиотека в Москве. Различаются национальные библиотеки датами основания, объемами фонда, зданиями, но функции у всех одни: собрать и сохранить всю информацию, издаваемую в стране и о стране. И онлайн-сервисы национальных библиотек похожи: найти в каталоге информацию об источнике, полистать старые книги из редкого фонда, организовать удаленный доступ к важнейшим научным ресурсам со всего мира, посмотреть новинки и много других информационных задач. Собственно, это и есть миссия современной библиотеки.
- Какова, на ваш взгляд, миссия библиотеки в современной школе и в обществе? Воспитательная, ресурсная, просветительская?
Школьная библиотека, в первую очередь, должна уметь обеспечить доступ к образовательным ресурсам для учеников и учителей, помочь найти сведения для исследований и хобби, сформировать пространство для выбора чтения для удовольствия и в поддержку школьной программы. Просветительская миссия была актуальна в библиотеках в годы малограмотности и ограниченных ресурсов. Сегодня картина иная: у всех всё есть, даже с избытком. Даже больше, чем в некоторых библиотеках. И в этом случае на передний план выступает функция оценочная, рекомендательная. Библиотека становится гарантом проверенной, качественной, актуальной информации. И это решается не столько за счет книжных богатств библиотеки, а благодаря профессионализму библиотекарей и их умению работать в многообразии информационных потоков.
- Какие цели вы ставите перед Информационно-библиотечным центром в Гимназии Сколково?
- Задача Информационно-библиотечного центра гимназии – быть поддержкой каждому студенту, педагогу и сотруднику в реализации их планов, в становлении успеха в самостоятельном движении к образовательным и исследовательским целям. Хочется быть полезными, открытыми, удобными. Не всегда получается, но мы стремимся преодолевать эти трудности. Постепенно решая задачи информационного обслуживания, мы становимся опытнее и сильнее, а значит, совершеннее.
Какие требования к литературе и учебным материалам у школ IB?
На книжном образовательном рынке сформирован сегмент изданий для международного бакалавриата (IB). Важно, чтобы содержание учебных материалов транслировало деятельностный подход к обучению, развивало любознательность, самостоятельность и ответственность. В принципе,у опытного педагога любой материал может быть принят как ресурс, транслирующий и развивающий принципы IB. И все-таки к информационному оснащению образовательного учреждения в стандартахIB высокие требования. Это вариативность отраслей и тем познания в совокупных информационных коллекциях, преемственность подходов в обучении и исследовании, полиязычность ресурсов, актуальное отражение научных концепций и глобальной повестки, социальная ориентированность, поддержка родного языка и культуры. У нас есть доступ к международным ресурсам универсального характера онлайн-энциклопедии Britannica. Ежегодно обновляется подписка на периодические издания для всех возрастных категорий учащихся с учетом исследовательских задач. Для чтения и исследования по программе PYP на территории гимназии предоставляется возможность чтения в Национальной электронной детской библиотеке. Регулярно учебный фонд пополняется новыми учебниками и пособиями для подготовки к экзаменам издательств Oxford University Press, Cambridge University Press, Macmillan, Houghton Mifflin Harcourt, Pearson Education, Beijing Language and Culture University Press и еще порядка двух десятков зарубежных издательств.
Работа в таких условиях требует от специалистов информационного профиля значительного опыта и детального погружения в специфику IB. Особенно важен постоянный диалог с преподавателями. Работать сложно, но очень интересно.
- Если абстрагироваться от форматов, то какие жанры сейчас наиболее востребованы, что вообще читают студенты гимназии?
Ориентированность на исследовательскую деятельность в образовательном процессе определяет и установки чтения студентов гимназии. Много читают литературу научно-популярной, познавательной тематики. И, как все дети всего мира, любят сказки, приключения и фантастику, детективы и ужастики, то есть все, что неизвестно, что будоражит эмоции, делает из рутины приключение.
- Извечный вопрос: современные дети не читают. Так ли это? Согласны ли вы с этим утверждением и если это плохо, то почему?
- Современные дети потребляют много информации, даже слишком много. Существует дефицит временного ресурса. А когда появляется лишняя минута, как правило, она используется не в пользу чтения книг. Заметьте, дети могут смотреть познавательные мультфильмы и видео, слушать тематические подкасты, то есть информацию получать полезную. И я наблюдаю, как дети самостоятельно пытаются регулировать свое личное потребление в пользу необходимого знания и против «залипания» на развлекательный контент. Это похвально, не у всех, конечно, это получается, но картина не такая катастрофичная, как пытаются преподнести. Дети сами осознают, что через книгу они повышают свой потенциал. И на занятиях по информационной культуре сотрудники Информационно-библиотечного центра транслируют это. Мы видим, что это не проходит даром. Мы прививаем не просто любовь к книге, а осознание ценности качественного информационного ресурса, важности умения работать с ним, учиться критическому мышлению во взаимодействии с информационными объектами.
- Дайте, пожалуйста, несколько рекомендаций, как привить ребенку любовь к чтению, как приучить его читать?
- Ко мне часто обращаются за помощью с проблемами чтения. Но я не знаю общего рецепта, каждый ребенок индивидуален, как и его путь к книге.
Первое, на что обращаю внимание, никогда не заставлять, не требовать, не ставить условия: «прочитаешь пять страниц и свободен». Это очень сложно, и это не работает. Обратите внимание, часто ли ребенок видит вас с книгой, обсуждаете ли вы прочитанное в семье, приводите ли смешные, грустные, поучительные примеры после прочитанного. Ребенок будет читать, когда атмосфера дома будет окружена книжной культурой, когда поход в книжный или библиотеку будет ритуалом, а не данью моде, поиском модной новинки, когда вы будете вместе готовиться к посещению книжного пространства, вспоминать, что хотели взять на абонементе или купить в прошлый визит, но не сделали, что видели интересного на полках, какие книги брали или сдавали другие читатели.
Рекомендую взрослым погрузиться в мир детской и подростковой литературы. Это очень занимательно. Поверьте, у вас найдется большое количество тем для обсуждений, фантазий и игр. Можно провести выходной или вечер в стиле сюжета любимой книги. Почитать по ролям. Придумать альтернативный финал произведения. Писать записочки друг другу от лица героев книг. Открыто переживать за героя и страдать, что книга так быстро закончилась. Я знаю, что многие семьи устраивают мораторий на гаджеты за пару часов до сна. Посвящают это время чтению или просто общению. Это важно. Особые отношения с книгой надо учиться выстраивать. Иногда приходится переформатировать себя. Выбор за вами.
Во все времена читающие люди, имеющие доступ к знаниям, без преувеличения, были особой кастой, элитой общества. Индустрия медиа-производства сегодня далеко обогнала традиционный печатный формат. Но ведь и мы иногда останавливаемся на обочине трассы, выходим из суперкара и просто хотим ощутить голыми ступнями прохладу ручья и травы. Так и с книгой: остановиться, передохнуть, почувствовать шероховатость страниц и весомость переплета. Это радости жизни, которые не требуют больших вложений и усилий, они всегда с нами. Надо только помнить об этом.