Нужно ли растить Моцарта? Татьяна Юрьевна Камаева, педагог фортепиано, о подходе к обучению музыке в дополнительном образовании

14.06.2024 203

Музыка является идеальной почвой для развития множества навыков, которые пригодятся ребёнку в жизни: от развития памяти до чтения и конвертации различных графических символов. Именно поэтому занятия музыкой есть в каждой школе, но подходы к обучению могут существенно отличаться. 

Мы поговорили с Татьяной Юрьевной Камаевой — кандидатом искусствоведения, доцентом, членом Союза композиторов РФ и экспертного совета при Департаменте культуры города Москвы, автором учебно-методических пособий, широко используемых по всей стране, о нюансах музыкального образования в государственных музыкальных и частных школах и, конечно, о влиянии музыки на личностное развитие.

IMG_3181

— Татьяна, ваш опыт преподавания охватывает все звенья — от школьного до вузовского. В Гимназии Сколково вы работаете в отделе дополнительного образования. Чем, по-вашему, принципиально отличается государственное музыкальное образование от частного?

Действительно, мой опыт работы (как педагога, методиста, так и чиновника) в системе образования позволяет видеть картину достаточно объемно и панорамно.

Музыкальная школа, несмотря на все преобразования, по-прежнему ориентирована в основном на профессиональное обучение. Хотя сейчас введены программы общеразвивающего профиля, многие педагоги по инерции или осознанно продолжают придерживаться базовой программы советского образца, готовя учащихся к следующему звену — обучению в профильных колледжах. 

В государственной музыкальной школе, если ребёнка приняли на бюджетное место, его «хотелки» и реальные возможности исключаются уже на этапе поступления: исполняемые пьесы определены списком рекомендуемых произведений, ученик обязан следовать жёсткому учебному плану по ряду дисциплин, регулярно выполнять домашние задания, сдавать зачёты по гаммам и проходить другие контрольные процедуры. 

Родители, отдающие малыша в ДМШ (детская музыкальная школа — прим.автора), как правило, понимают и принимают эти условия. Фактически решение учиться музыке в школе — это выбор исключительно взрослых. 

Понятно, что все участники образовательного процесса — и дети, и педагоги, и родители — выступают некими заложниками устоявшейся образовательной системы. И задачи привить любовь к музыке, музыкальному инструменту, заложить основы желания музицировать в дальнейшем зачастую не рассматриваются как приоритетные. Позволю себе привести красноречивое высказывание школьного педагога со специализированного форума: «Обычно в ответ на претензии родителей в духе “Вы не увлекли своим предметом мою дочь!” я отвечаю, что никого заинтересовывать не собираюсь, обучаю только интересующихся». И здесь возникает риторический вопрос: а может ли ребёнок шести с половиной лет проявить этот интерес без участия и помощи взрослого?

В частных музыкальных школах подход принципиально иной. Здесь больше внимания уделяется индивидуальным интересам и возможностям каждого ученика. Частные школы стремятся создать условия, в которых обучение музыке становится радостью, а не рутиной. Важную роль играет мотивация и личный интерес ученика, а преподаватели прилагают усилия, чтобы увлечь и заинтересовать каждого. Такой подход способствует не только техническому, но и личностному развитию детей, формируя у них любовь к музыке и желание заниматься ею на протяжении всей жизни. 

— Часто ожидания родителей «на выходе» из ДМШ не оправдываются, да и многие выпускники никогда больше не возвращаются к исполнению на инструменте и испытывают неприязнь к классической музыке, считая годы обучения в «музыкалке» потерянным временем. Чего же хотят современные родители от процесса обучения музыке?

По роду своей деятельности я интересовалась этим вопросом, изучала материалы различных форумов и готова поделиться своими наблюдениями — родители уже давно сформулировали свои запросы и мысли в этом направлении.

photo_2024-06-14 10.52.43

В целом, родительскую позицию можно обозначить как призыв сменить парадигму обучения с «человек для музыки» на «музыка для человека». Родители хотят, чтобы дети учились не для экзаменов и аттестаций, а для выступлений на сцене и для собственного развития и удовольствия.

Когда родители говорят о владении инструментом, они подразумевают конкретные умения: исполнительские навыки, умение подбирать музыку по слуху, чтение несложных нотных текстов, игра в ансамбле и умение играть на современных электронных инструментах. Несмотря на кажущуюся очевидность этих практических компетенций, выпускники музыкальных школ, обучавшиеся семь, а теперь и восемь лет, часто не владеют ими. Программы ДМШ не учитывают социального запроса и учебное время на формирование перечисленных навыков не отводится.

В частных музыкальных школах, и в Гимназии Сколково в том числе, подход опять же иной. Мы стремимся сделать обучение более гибким и адаптированным к интересам и способностям каждого ученика, учитываем пожелания родителей и детей, что позволяет создавать более мотивирующую и приятную среду для обучения. Такой подход способствует не только развитию технических навыков, но и формированию устойчивой любви к музыке, что, в конечном итоге, делает музыкальное образование более значимым и полезным в жизни каждого ребёнка. 

— Мы плавно подошли к теме частного образования, которое реализуется в том числе и в нашей Гимназии. Дает ли оно студентам те умения и навыки, которые запрашиваются родительским сообществом?

Безусловно, частное образование имеет свои особенности. Одним из его несомненных плюсов является индивидуальный подход к ребенку. И здесь этот принцип, который должен присутствовать в обучении везде и всегда априори, не просто декларируется, а действительно реализуется на практике.

Мы учитываем психофизические возможности конкретного ребенка, его природные способности, уровень мышления и даже вкусовые предпочтения, если таковые уже успели сформироваться.

Главенствующим принципом обучения становится «что может и хочет ребенок». Педагог подбирает репертуар, посильный и интересный для ученика: помимо классической музыки дети могут исполнять современную музыку, ту, которую они слышат в интернете, кино и мультфильмах, музыку, любимую в семье.

Отдельно скажу об отчетности. Здесь она тоже совершенно другая. Это классные и школьные концерты, открытые уроки, проектная деятельность. В отличие от стрессовой ситуации контроля навыков в виде экзаменов и академических концертов, предлагаемой музыкальными школами, в Гимназии оценивание перенесено в эмоционально благоприятную атмосферу. Здесь основное внимание уделяется поддержке ребенка и восхищению его достижениями. Это способствует созданию мотивационного механизма, который действительно работает. Дети чувствуют  интерес к их успехам и поддержку, что стимулирует их желание учиться и развиваться дальше.

Не так давно, к слову сказать, прошел открытый урок моих воспитанников. Ребята исполняли как популярные классические композиции, так и совсем неизвестную музыку прошлых столетий, звучали даже пьесы собственного сочинения. Их выступление тепло поддерживали друзья-одноклассники и родные.

 

IMG_3144
IMG_3151

 

— Действительно, в Гимназии Сколково существует множество разнообразных образовательных и развивающих программ, и на все, включая музыкальные, у нас нет отбора — все дети имеют равные возможности.

Именно! Если ребенок выбирает музыку из всего этого многообразия, то это уже его сознательный выбор. В такой развитой образовательной среде, которая сложилась в нашей Гимназии, задача педагога — увлечь ребенка своим предметом и вызвать у него подлинный и устойчивый интерес. Личность учителя здесь играет важнейшую роль, а индивидуальная образовательная стратегия позволяет задать конкретный вектор обучения каждому ребенку.

Уровень компетенций и профессионализма педагогов должен быть высоким, в своей профессии они должны быть универсалами, причём эмоционально яркими и методически гибкими. И в нашей Гимназии таких специалистов большинство. Что касается студентов, то среди них есть одаренные, которые участвуют в конкурсах, фестивалях и концертах. А есть и те, для кого занятия музыкой просто приносят гармонию и спокойствие. 

Музыка для студентов Гимназии становится мощным инструментом саморегуляции. Однажды мама моего одного студента как-то сказала о своем сыне: «Иногда N. раздражается и нервничает, но после того, как он сыграет на фортепиано все выученные пьесы, он возвращается успокоенным и уравновешенным». Разве это не здорово? 

— Да, арт-терапевтические свойства музыки и ее воздействие на мозг человека хорошо известны.

Это действительно так. Не поверите, но занятия музыкой начинают рекомендовать врачи официально. Например, медики назначают духовые инструменты детям с проблемами дыхательной системы или аллергикам. Сольное пение также признается лучшей формой дыхательной гимнастики, способной помочь избавиться от астмы, неврозов и диатеза. Еще один интересный факт: занятия на фортепиано считаются самым эффективным средством профилактики деменции. Это объясняется тем, что они требуют сочетания мозговой деятельности с координацией рук, ног и мелкой моторики пальцев.

Чем больше мы изучаем природу музыки, тем больше понимаем, как она формирует человеческую индивидуальность — как психоэмоциональную, так и интеллектуальную. По своему комплексному воздействию на человека музыке, почти уверена, нет равных. И запрос нынешнего времени состоит именно в воспитании полноценных личностей, а не на взращивание «моцартов».

IMG_3169

Возвращаясь к нашей Гимназии, отмечу: родители наших студентов должны понимать, что серьезная учебная нагрузка и развитая система дополнительного образования практически не оставляют у ребенка свободного времени. Зачастую обучение на музыкальном инструменте сводится исключительно к классному формату и не поддерживается регулярным выполнением заданий дома.

Но наши учебные программы учитывают этот фактор и потому заметно отличаются своим содержанием: мы изначально ориентированы именно на развитие учащегося в условиях дефицита времени и пытаемся сформировать у ребят именно актуальные и, главное, востребованные навыки просвещенного музыканта-любителя.


Развить свои навыки и поддержать интерес к тем или иным областям науки и творчества — такая возможность есть у каждого студента Гимназии и не только. Помимо основных и внеурочных занятий в Гимназии реализуется более 50 программ дополнительного образования. Подробнее здесь.