Поступление в зарубежный вуз — многоступенчатый процесс, который начинается с грамотного планирования. Поэтому сейчас высоко востребованы центры профориентации для школьников и карьерные консультанты. Оценивая актуальность вопроса, за несколько последних месяцев гимназия провела более 15 встреч с представителями университетов, волонтерских проектов и официальных центров по высшему образованию в США, Великобритании, Франции, Нидерландах, Австрии, Швейцарии, Испании, Чехии, Германии. Резюме встреч в нашем итоговом материале.
Итак, есть несколько важных факторов, которые надо учитывать при подготовке к поступлению в любой вуз — российский или иностранный. Остановимся на главных.
Особое внимание к иностранным языкам.
Начиная с 6-7 класса одной из приоритетных образовательных задач должно стать изучение двух или более иностранных языков. Учиться на английском языке можно в любой стране, но список специальностей может быть ограничен в странах, где английский язык не является официальным государственным языком. Выбирая английский язык как язык обучения, не стоит рассчитывать на бесплатное обучение. Исключение составляют США, но грант получить довольно сложно. Поэтому если вы присматриваетесь к вузу в Германии или Франции, например, то изучение немецкого или французского языков — обязательный элемент программы. Выбор языка зависит от выбора страны будущего учебного заведения.
Пополнение портфолио.
К 11 классу у выпускника должны быть не только высокие оценки и знание иностранных языков, но и участие в олимпиадах, стажировках и волонтерских проектах, школьные достижения. Также нужно быть готовым к необходимости сдачи международных языковых и специализированных экзаменов. Например, для поступления на медицинский факультет в Оксбридж требуется предоставить результаты: BMAT, IELTS Academic UKVI, IB: 40-42 баллов, а также показать опыт работы.
О том, как происходит подготовка в Гимназии Сколково и на чем следует сосредоточиться родителям и будущему абитуриенту, мы спросили Елену Королеву — координатора довузовской подготовки.
— На что стоит обращать внимание при выборе зарубежного университета?
— Стоит обращать внимание на разные факторы: рейтинг университетов, рейтинг программ, преподавательский состав, инфраструктуру, наличие своего кампуса/ резиденции для проживания, дальность от постоянного места жительства, особенности климата, безопасность, наличие стипендий для иностранных граждан, стоимость обучения, проживания, иные расходы, такие как медицинская страховка, авиа перелеты и другие транспортные расходы, а также возможности подработки во время обучения.
— Чем отличаются приемные комиссии в России и за рубежом? Какие у них приоритеты?
— Отличия ощутимые. В российских университетах обычно рассматривают результаты ЕГЭ, результаты олимпиад, дополнительных вступительных экзаменов, иногда сдачу международных языковых экзаменов для обучения на программе Двойного диплома. В зарубежных приемных комиссиях акцент больше на GPA (Grade Point Average)— средний балл аттестата. Важным документом является выписка с оценками (official transcripts) за последние 2-3 года в зависимости от выбранного университета и специальности. Например, для американских университетов можно предоставить аттестат об общем среднем образовании за 9 класс, выписку с итоговыми оценками за 10 класс и предварительные оценки (predicted grades) за 11 класс. Важна и концентрация на личность и индивидуальность учащегося. IB learner profile понимают многие приемные комиссии университетов в более чем 90 странах мира.
— Какие ключевые ошибки совершают студенты при подготовке к поступлению?
— Одна из самых распространённых ошибок — подача документов в слишком большое или слишком маленькое количество университетов. Формирование пакета документов требует времени и качественного оформления. Поэтому выбор количества университетов напрямую влияет на качество подаваемой заявки. Я рекомендую выбирать 3 — 5 университетов: от университета-мечты до хороших запасных вариантов.
Вторая ошибка — это непонимание важности сроков подачи документов. Документы в зарубежные рейтинговые университеты отправляются примерно за 1 год до начала обучения. Поэтому заблаговременное планирование поможет не упустить ни одного шанса и спланировать учебную нагрузку.
Третья ошибка — это преуменьшение собственных достижений. У каждого студента есть свои сильные стороны, увлечения, интересы и способности, о которых можно и нужно рассказать в мотивационном письме, эссе или портфолио.
Четвертая ошибка — недооценка важности рекомендательных писем. Студентам необходимо попросить у учителя рекомендацию по предмету, связанному с будущей специальностью или профессией.
Пятая типичная ошибка — неуверенность в выборе специальности, университета и будущей профессии и, как следствие, слабое мотивационное письмо. Если выбор все-таки сложно сделать, то лучше рассматривать общие и междисциплинарные специальности и те страны, где можно сменить специальность без дополнительных временных и финансовых затрат.
— Ваши советы родителям поступающих?
— В подростковом возрасте очень трудно сделать осознанный выбор и здесь без поддержки и помощи родителей не обойтись: начиная от выбора университета и до вылета в страну обучения.
Если принято решение в пользу обучения в зарубежном университете, то обязательно стоит съездить вместе и посмотреть университет. Такую поездку можно совместить с любой краткосрочной образовательной или языковой программой при университете. Так будущий студент сможет больше узнать о специальности, условиях проживания, визовых и бытовых вопросах. Это позволит убрать сомнения или страхи. Конечно, я рекомендую не забывать про финансовую сторону обучения. В зарубежных университетах кроме стоимости обучения необходимо учитывать стоимость проживания, студенческой визы, медицинской страховки на период обучения, транспортные и иные расходы.
Мы напоминаем родителям наших студентов, что вы всегда можете проконсультироваться с Еленой по вопросам поступления, предварительно записавшись по электронной почте: ekoroleva@sk.ru или по телефону +7 (495) 956-00-33 доб. 2711.
Посмотреть видеозаписи встреч можно по ссылкам: