От идеи до прототипа. Как студенты Гимназии Сколково учатся запускать стартапы

02.04.2024 471

В этом году Гимназия Сколково в сотрудничестве со Сколтехом запустила образовательную программу «Инноватика» для студентов 8-х классов. Благодаря ей студенты Гимназии получили уникальную возможность погрузиться в мир инноваций и создания технологических стартапов через практические занятия.

Одно из ключевых преимуществ программы — сильный преподавательский состав. В образовательном процессе наряду с педагогами Гимназии задействованы также отраслевые эксперты — профессор, директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Дмитрий Кулиш и аспирант Центра технологий материалов Сколтеха, основатель нескольких технологических стартапов и детской школы программирования «Форматика» Артём Якимчук. 

Гимназию представляют педагог Visual Arts IB DP Светлана Лядова и руководитель методической службы, учитель истории и обществознания Олеся Уткина.

Олеся Уткина, учитель истории и обществознания, руководитель методической службы, отмечает: 

«Переосмыслив миссию Гимназии, основа которой — создание инновационной среды и воспитание инноваторов, мы задумались о том, где в Гимназии происходит это объединение знаний и навыков, где возникает синергия, и решили создать место, где дети смогут пройти весь цикл инновационной деятельности».

Стоит отметить, что студенты Гимназии уже проходили путь создания проекта от стадии эксперимента до продвижения своих технологий для реального практического применения в обществе в рамках курса «Главный шаг инноватора» в прошлом году. Опыт оказался успешным, а методология проектной деятельности с элементами дизайн-мышления, объединенная с инновационными подходами к развитию стартапов, показала свою эффективность. Например, проект студента 7-го класса Юрия Мельникова смог достичь впечатляющих результатов, которые мы видим сегодня. Программа «Инноватика» эти шаги во многом продолжает.

Дмитрий Кулиш, профессор и директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха, делится своим мнением: 

«Можно начать изучать проекты, созданные в ходе данной образовательной программы «Инноватика», и обсуждать их бизнес-потенциал. Некоторые проекты, созданные студентами за этот год, вполне реальны: имеют прототип и благодарного потребителя. Однако мне, как представителю преподавательской команды, гораздо более важно заострить внимание на том, что в сентябре 2023, когда мы начинали этот курс, сама концепция запуска инновационной деятельности в широкой группе восьмиклассников не представлялась гарантированной. Мы не были уверены, готовы ли студенты к бесконечному движению по кругу между поиском потребителя, созданием прототипа, получением обратной связи и улучшением прототипа на её основе.

Главная наша гордость и главная хорошая новость состоит в том, что подавляющее большинство студентов поняли смысл и процесс этой деятельности, включились в неё не на словесном уровне, а на уровне создания реальных прототипов и взаимодействия с реальными потребителями вне стен Гимназии. Это главный результат и главный успех. Бизнес приложится позднее. На основании этого опыта мы уверенно заявляем, что образовательная программа запущена успешно и может (даже должна) продолжаться в следующие годы и масштабироваться на более широкие группы студентов».

В процессе разработки программы педагоги определили несколько ключевых целей. В первую очередь, осознать сущность инноваций и процесс их формирования. Во-вторых, показать студентам, что для создания действительно значимых и инновационных проектов необходимо тесное взаимодействие с конечным потребителем, а также глубокое понимание его потребностей и проблем. Важно  обучить участников работе в команде, эффективному распределению обязанностей и поэтапному достижению поставленных целей, включая создание рабочего прототипа.

 

DSC02872
DSC02882

 

На курсе студенты изучают основные концепции инноваций и методики проектной деятельности, такие как дизайн-мышление, а также процессы взаимодействия с потребителями и рынком через создание реальных проектов. Этапы разработки проекта включают:

  • Исследовательская работа. На этом этапе участники анализируют области, где можно внести изменения, выявляют проблемы, болевые точки или потребности в инновациях, а также изучают целевую аудиторию.
  • Продуктовая работа. Студенты создают прототип, который демонстрирует техническую возможность решения выявленной проблемы и разрабатывается с учетом потребностей и особенностей целевой аудитории. Работа завершается презентацией продукта.
  • Рефлексия.

По словам Артёма Якимчука, на начальном этапе команды столкнулись с рядом вопросов и недостаточным пониманием того, что именно подразумевает понятие инновации, как находить потребности и боли у потребителей, а также как разрабатывать инновационные решения и технологические прототипы этих решений. Однако благодаря работе с каждым участником педагогам программы удалось направить студентов в нужном направлении. Внутри каждой команды ребята начали осознавать свои сильные и слабые стороны, появились лидеры, которые стали вдохновлять остальных студентов на достижение результата.

Создание прототипов происходило по следующей схеме:

этапы

«Мы хотели показать студентам, что путь стартапера — это не сиюминутное создание идеального продукта или сервиса, а множество испытаний, связанных с взаимодействием с потребителем, анализом его потребностей, созданием и тестированием прототипа, постоянным его улучшением на основе результатов тестирования и обратной связи. 

Этот подход к работе побуждал студентов выходить из зоны комфорта, активно заниматься проектом, который их вдохновляет, и реализовывать рабочий прототип. Эти циклы создания, ошибок и совершенствования — неотъемлемая часть пути настоящего инноватора не только в области науки, предпринимательства и ведения бизнеса, но и в роли лидера на различных позициях внутри компаний», — отмечает Артём Якимчук.

15 апреля в Гимназии состоится защита проектов ребят, где мы увидим окончательные решения, разработанные командами. Среди них — инновационный чехол для телефона со встроенным антисептиком, сайт с баскетбольными катами (от англ. cut (срезать) — одна из основных атакующих тактик), чехлы и сменные подошвы для обуви, препятствующие падению на скользком полу или при гололеде, силиконовые наклейки для купальных костюмов, онлайн-тетрадь по русскому языку и обучающая онлайн-игра, повышающая грамотность, также одна из команд создала модель аппарата Givemecup, который выдает стаканчики для питья, предотвращая выдачу сразу нескольких.

 

IMG_6411 (1)
IMG_9130
IMG_6411

 

Ксения Тимофеева, Василиса Суслова, Матильда и Эмма Яковенко создали сайт для студентов Гимназии, где представлены капсула одежды и вариации, как можно миксовать наряды. Так девушки планируют помочь студентам создать собственный стиль с учетом требований Гимназии.

Ксения Тимофеева, студентка 8B класса, делится историей проекта:

«В работе мы использовали метод дизайн-мышления, чтобы создать продукт, который поможет студентам определить свой стиль. Мы провели анализ, глубинные интервью, чтобы понять потребности наших пользователей. Затем создали образ будущего продукта, который, надеемся, будет полезен не только в нашей Гимназии, но и в других учебных заведениях, где есть дресс-код.

Снимок экрана 2024-04-02 в 17.09.29

Мы видим потенциал для развития нашего продукта: планируем расширить платформу, добавив больше образов и опций. Возможно, нам также удастся поднять ее на новый уровень, участвуя в различных конкурсах».

Артем Ильичев и Савелий Плешков из 8А класса совместно со студенческим советом Гимназии создали сайт для петиций, который помогает школьникам, учителям и администрации решать задачи школьного сообщества.

Ребята отмечают, что аналогичные проекты существуют на рынке, однако они решили создать платформу специально для Гимназии Сколково. Команда уже привлекла бета-тестировщиков, которые помогут выявить ошибки и неточности в работе сайта для последующего улучшения.

«Процесс работы на сайте предельно прост: пользователь начинает с подачи петиции, в которой описывает свою проблему и предлагаемое решение. После этого петиция проходит модерацию, чтобы отсеять нерелевантные предложения и установить необходимое количество голосов для прохождения этапа модерации.

После успешной модерации петиция появляется на главной странице, где пользователи могут проголосовать за неё. Если петиция набирает установленное количество голосов в определенный срок, администрация стремится воплотить её в жизнь.

Со стороны Студсовета нам требуется помощь на этапе модерации. Мы рассматриваем возможность использования системы “дежурства”. То есть раз в определенный промежуток времени (например, неделя) дежурный из числа добровольцев в Студсовете заходит на сайт и модерирует предложения. Для того чтобы работы было не очень много, мы установим ограничение на одну петицию в неделю».

Ещё одним ярким проектом стала разработка Владимира Степанова и Максима Когогина, которые создали съемный блок для пленочного фотоаппарата. По словам ребят, проблема съемки на пленочный фотоаппарат заключается в том, что плёнка дорогая и использовать ее для технических кадров невыгодно. Решение ребят позволит создавать технические кадры, не используя пленку.

«В течение года у всех команд были взлеты и падения, некоторые даже отказывались от старых проектов и начинали новые. Самое главное, что студенты Гимназии не только сильно выросли в своих навыках, но и на практике поняли, что значит создавать свой собственный стартап», — делится Артём Якимчук.

Олеся Уткина, учитель истории и обществознания, руководитель методической службы, делится своим мнением: 

«Пока рано говорить о будущих планах, поскольку мы все еще находимся в процессе эксперимента и не вмешиваемся в его ход. Однако уже сегодня могу сказать, что некоторые проекты этого потока завершены и успешно реализованы. Если у студентов будет желание и возможность, мы приступим к разработке бизнес-плана и маркетинговой стратегии. В противном случае ребята будут искать новые идеи для вдохновения. Кроме того, в наших планах выйти на внешние площадки для дальнейшего развития».

DSC02898

Некоторые из проектов мы также сможем увидеть и на научно-практической конференции Гимназии Skolstart, которая состоится 17 апреля. Финальным этапом станет Workshop ошибок в Сколтехе, где студенты разберут недочеты своей работы, обсудят, как можно улучшить проект и свой путь дальше.