Подошла к концу первая в этом учебном году кафедральная неделя: как и год назад, честь открыть цикл тематических мероприятий выпала кафедре визуальных искусств, дизайна и технологий. Кафедре, к слову, всего третий год, но это нисколько не мешает ей задавать тренды, быть в центре внимания и вдохновлять все сообщество Гимназии на преображения и не только.
О том, какой путь прошла команда кафедры, в чем её педагоги видят свою миссию и о чем мечтают, поговорили с заведующей кафедры Еленой Владимировной Лепик.
В начале была большая мечта
Елена Владимировна, предлагаю начать с небольшого исторического экскурса. Расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша кафедра?
Изначально в Гимназии была просто кафедра искусств, которая объединяла и сценические, и визуальные искусства. А меня вообще приглашали в качестве педагога вести курс «Творю руками», это такой творческий компонент в программе IB. Я согласилась, и года четыре, мне кажется, вела творческую мастерскую, параллельно выполняя ещё функции дизайнера. И, находясь внутри пространства Гимназии, соприкоснувшись с её атмосферой, я увидела ресурс, некий потенциал для развития, масштаб. Как это сделать, я пока не понимала, но процесс был запущен. Первым делом мы объединили два кабинета: ИЗО и творческую мастерскую – таким образом мы получили большое открытое пространство и, что особенно важно, некую творческую свободу в детях.
Так у нас появилась арт-студия, которая сегодня вообще ни минуты буквально не пустует, здесь кипит жизнь, творчество во всех его проявлениях. А ещё благодаря этой самой арт-студии зародилась мысль в принципе развивать направление искусства и дизайна дальше. Конечно, еще сыграл роль тренд на развитие креативных индустрий, и всё это в голове так или иначе крутилось. И в конечном счете все эти мысли и идеи переросли в дорожную карту развития направления “Искусство и дизайн” в Гимназии. В ней я обозначила, как хотелось бы изменить, модернизировать учебную программу, как активировать пространство для этого, какие точки, локации нужны, какое оборудование. Да, тогда это была мечта, большая мечта. Но я переложила её проект на бумагу и пошла с этим к нашему директору, Оксане Юрьевне.
И так появилась кафедра? Какой это был год?
Нет, не сразу. Но начало было положено. После нашего разговора с Оксаной Юрьевной появился уже внешний запрос на этот проект, мы его доработали, добавили конкретные цифры, сметы. И проект попал в руки нашего попечителя, который нас поддержал и материально, и идейно. В том числе благодаря ему, мы начали сотрудничать с Музеем современного искусства «Гараж», разработали с ними внеурочные учебные программы, которые позже вели. Часть этих программ впоследствии отсеялась, часть работает до сих пор. У меня стала расти команда, пришла Екатерина Георг в качестве куратора направления современного искусства, она же стала вести занятия по керамике.
С 2019 по 2022 год мы вместе развивали в качестве проекта визуальные искусства и дизайн внутри Гимназии, а в апреле 2022 года, и это тоже было прописано в той дорожной карте, кафедра искусств разделилась на кафедру сценических искусств и на кафедру визуальных искусств. Это и есть точка отсчета истории нашей кафедры. И наглядный пример того, как мечта шаг за шагом через реальные действия привела к реальным результатам.
Точки роста
Вы только что упомянули про точку отсчёта, и в названии недели вашей кафедры тоже фигурирует точка. Можно ли сказать, что «Точка роста» — это некий тизер планов развития кафедры ВИДиТ на ближайшие годы?
Неделя кафедры у нас получилась и про технологии, и про дизайн, и про робототехнику, и про искусство. Разрабатывая её программу, мы, конечно же, понимали, что это всё и есть план наших действий. Это то, что в нашем поле внимания, перспективы, развития. И это одна сторона.
А другая — показать искусство, дизайн, технологию с разных сторон. То есть мы взяли концепцию «Точка роста» и вокруг этой точки собрали смыслы. Это такой бакалавриатский принцип, когда мы берём предмет и рассказываем о нем с разных сторон и под разными углами. То есть, если вернуться к нашей точке, мы хотели показать, как точка вообще связана с мирозданием, насколько широкий, большой, глубокий мир у нас, что через эти области мы можем многое узнавать.
И мы здесь показали те сферы и направления, которые перед нами теперь тоже открыты: это технология, дизайн, робототехника. Но это не про то, что мы их захватываем, нет. Наоборот, мы хотим показать синтез, что там на стыке, когда объединяются искусство и технологии, появляется простор для мысли и фантазии. Как, например, мы на одном из мастер-классов в рамках недели кафедры делали робота-чертёжника, который может чертить, рисовать картины. Или то же проектирование одежды, которое на стыке увлечений рисованием и шитьем. И так во всём. А главное, этот стык дисциплин у нас естественным образом происходит, нет в этом чего-то поддельного, вымышленного. Потому что в конечном итоге это всё можно назвать дизайном.
В какой-то степени, да, мы подсвечиваем те точки, в которых видим свой дальнейший рост. Мы очень творчески подходим к этому вопросу, потому что очень много пока что неизвестных. Но они нас не пугают, потому что мы уже умеем решать задачи с этими неизвестными, и идём к какому-то новому результату.
Продолжая разговор про точки роста, хотелось бы остановиться на тех изменениях, которые произошли у вас на кафедре в этом году. Поделитесь деталями?
Все идет естественным чередом. Я не так давно озвучивала мысль о том, что хочу здесь, в Гимназии, создать аналог ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские — прим.автора). Была в начале прошлого века такая уникальная универсальная школа в области художественно-промышленного, архитектурного и дизайнерского образования, перевернувшая представление о том, как надо готовить архитекторов, художников и скульпторов И оттуда выходили художники-дизайнеры разного формата, разной силы, разной величины. Мне очень импонировала идея создать что-то подобное, но только в школьных стенах. То есть школу, где тебя учат и пространственному мышлению через рисование, и вкус прививают, обучая живописи, и дизайну, когда ты умеешь проектировать. И так получилось, что наша кафедра с этого года переформатировалась в кафедру визуальных искусств, дизайна и технологии. Теперь мы не только кисточкой рисуем, образно, но можем и ручками что-то сделать, смастерить. Это как раз то самое объединение, которое можно назвать дизайном.
Если же говорить о большой цели или даже о мечте, то мне бы хотелось, чтобы мы на кафедре прям очень плотно приблизились к промышленному дизайну. Это направление сейчас — некий мейнстрим, и в нашей стране особенно на него есть тренд. Взять ту же робототехнику: мало придумать робота, он же еще и красивым должен быть. А это уже промышленный дизайн. И я уверена, что наши дети действительно могут эти азы уже здесь получать, в гимназии. Так мы расширяем сферу искусства и дизайна, потому что искусство, в принципе, это не только про картины, про скульптуру. Это гораздо шире и больше. И вот сюда мы двигаемся поступательно.
Логика может привести вас от пункта А к пункту Б, а воображение – куда угодно
Елена Владимировна, помимо ответов на вызовы времени и тренды, какими навыками в области дизайна, визуальных искусств, технологий важно сегодня владеть?
В свое время нам важно было объяснить всем, зачем человеку рисовать. Мы ведь учим рисовать не для того, чтобы он стал художником или обязательно дизайнером, нет. А для того, чтобы он воображал, чтобы он мог спокойно на листок переносить свои мысли. Потому что развитое воображение — это один из самых важных навыков. Оно, в свою очередь, есть не что иное, как желание фантазировать и мечтать. И тренируется воображение через чтение литературы и рисование. На самом деле дети, как никто другой, любят именно рисовать. Взять, например, какой-нибудь младший класс, то, наверное, процентов 7 всего не захотят рисовать. А так дети все очень увлечённые, всегда что-нибудь рисуют, лепят: в этом их природа. И на этом этапе, естественно, мы их учим воображению. Идеально, если это детское воображение останется с ними до конца жизни.
Как говорил Альберт Эйнштейн, логика может привести вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно. Поэтому если человек ставит себе задачу, не принципиально, какой у него тип мышления, бизнесмен он или инженер, важно, чтобы он креативно мыслил и разбирался в искусстве. Что там в мире происходит, можно узнать из новостей по телевизору или в интернете, а для понимания, почему так происходит, важен контекст. И искусство дает понимание, что происходит в той или иной точке времени и пространства. Если ты в этом разбираешься, значит, у тебя развито воображение для того, чтобы ставить какие-то цели, далёкие задачи, грандиозные планы.
Ещё один важный навык — не бояться делать ошибки. Например, не бояться рисовать. Если попросить сейчас какого-нибудь взрослого нарисовать человечка, то абсолютное большинство откажется, сказав, что не умеют. И в этом плане творчество — очень плодотворная площадка, где ты можешь что-то сделать неправильно, а после переделать. И мир от этого не рухнет. Поэтому, если бы эти взрослые учились у нас и мы бы их встретили, условно, через 30 лет, они бы совершенно спокойно нарисовали человечка, и у них бы даже мысли не возникло, что они не умеют рисовать.
Горжусь командой вокруг себя
За три года вашей кафедре удалось сделать очень многое. Чем из этого Вы особенно гордитесь?
Сделано действительно немало, и мне сложно выделить что-то одно. Прежде всего, это, пожалуй, запуск программы Visual Arts в дипломной программе Международного бакалавриата. У нас в прошлом учебном году был первый выпуск из трёх студенток, которые окончили эту программу. И все они поступили в вузы по этому направлению: Полина Клименко в University of the Art в Лондоне, Умай Тагиева в Ensa Paris val de Seine, Милла Жулина в Школу дизайна ВШЭ. Это — очевидный результат, и, естественно, мы им гордимся.
Ещё я горжусь всем, что происходит внутри и вокруг нашей кафедры: жизнь бурлит, выставки проходят, новые направления запускаем и, что не может не радовать, наши студенты рисуют с удовольствием, хоть сначала они и не все понимают, зачем это нужно.
Успех кафедры стал возможен благодаря команде и людям, которых нам посчастливилось собрать вокруг этой визионерской мечты, убедить, что за этим светлое будущее. Каждый из этой команды по-своему уникален и талантлив, и я невероятно горжусь тем, что работаю с ними. Потому что уверена, что вместе нам хватит сил и воображения для ответов на все запросы, которые сейчас перед нами стоят.