Тема соблюдения авторских прав, заимствования и плагиата становится всё более актуальной в условиях информационного общества. Школьникам сегодня важно не просто освоить навыки работы с информацией, но и понять принципы этического взаимодействия с ней в образовательной и научной среде.
Для того чтобы разобраться, как адаптируется политика академической честности в гимназии Сколково к новым реалиям, мы поговорили с руководителем Информационно-библиотечного центра, избранным членом постоянного комитета Секции школьных библиотек Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) от Российской Федерации Светланой Чазовой.

Библиотека гимназии Сколково.
Светлана Анатольевна, расскажите, что стоит за понятием «академическая честность»?
— Академическая честность — это, прежде всего, осознанность и ответственность каждого участника образовательного процесса за результаты своей работы. Вопрос, как воспитывать детей и что делать, чтобы сформировать их ответственность при работе с информацией, где заканчивается зона нашей ответственности, а где она переходит к семье, встает перед любой образовательной организацией, начиная, без преувеличения, с детского сада.
Мы стремимся заложить у наших учеников основы цивилизованного взаимодействия в информационном пространстве XXI века, а наша цель — развивать в людях, независимо от их возраста, высокий стандарт информационной грамотности и социальной эмпатии, которые формируются и сопровождают каждого всю жизнь.
Информация доступна сейчас как никогда ранее, но настоящее достижение — не просто уметь её найти, а использовать её этично и творчески, создавая что-то уникальное и ценное. И в этом вопросе семья играет не меньшую роль, чем школа.
Образовательное сообщество и родители должны работать вместе, выстраивая единое видение и поддерживая ребёнка в его пути к становлению осознанным и компетентным членом общества. Важно, чтобы и школа, и родители уделяли внимание такому явлению, как списывание и плагиат. Ребенку необходимо объяснить, что честность и уважение к чужому труду — это основа личной и профессиональной репутации. И если дома поддерживается идея, что «это не страшно» или «главное — результат» школа сталкивается с трудностями в формировании чувства ответственности и игнорированием ценности собственного труда.
Как на практике реализуется политика академической честности в гимназии? И что насчет библиотек других школ?
— В гимназии Сколково политика академической ценности реализуется системно: в начальной, основной и старших школах есть итоговые проекты, которые необходимо защищать. Уже с раннего возраста через тексты, обсуждения и размышления над различными ситуациями мы создаем ту самую дискуссионную площадку, где ребенок учится понимать, что значит жить в обществе, как общество относится к человеку и как человек относится к обществу.


Защита проектов (Exhibition) студентов 4-х классов.
Проекты студентов требуют работы не только со знаниями, но и с пониманием ценности авторского труда, с источниками, их оформлением и цитированием. Мы объясняем, что в цивилизованном мире цитирование — это уважение к труду предшественников, признание их вклада. Здесь важно, чтобы от младших до выпускных классов не возникало пробелов и работа была системной. Плохо, когда девятиклассники не понимают важности оформления своих идей в академическом формате. Мы даём корпус знаний, но порой их основа, база, часто остается неусвоенной, как бы без автора.
К сожалению, у многих школьников есть иллюзия, что информация из интернета — это нечто само собой разумеющееся, что ее можно взять из интернета без осмысления происхождения. Но любая информация имеет происхождение, и современный человек — от школьника до академика — должен понимать это и критически относиться к ситуации работы с «открытыми» источниками.
Отдельно отмечу роль нашего литературного журнала «Тритон». Он предоставляет детям прекрасную возможность почувствовать себя авторами и понять ценность своего труда. Когда ребёнок осознаёт себя субъектом информационного пространства, а не просто потребителем, он начинает иначе относиться к своей работе. Если результаты его интеллектуального труда используются некорректно, у него возникают вопросы: «Почему я вложил столько усилий, а это оказалось непризнанным? Или использовалось без моего разрешения?» Важно формировать это осознание. Только так можно воспитать ответственность и уважение к интеллектуальному труду, как своему, так и чужому: чужое — не мое, но и свое готов защищать.
Один из столичных вузов официально разрешил своим студентам использование нейросетей в работах, а недавно издательство «Просвещение» и Альянс в сфере искусственного интеллекта выпустили учебники для средней школы по ИИ. Что вы думаете по поводу ИИ? Есть ли ИИ-ресурсы, которые помогают в библиотечном деле или для библиотечных систем?
— Чтобы получить качественный результат при работе с искусственным интеллектом, нужно самим разбираться в предмете исследования. На текущий момент нейросети могут выдавать откровенные ошибки, поэтому важно объяснять детям, что ИИ не замена их собственных знаний, а лишь вспомогательный инструмент.
Неизвестно, временное это несовершенство или ИИ будет быстро развиваться: прогнозы сейчас разные, но важно не дать своему собственному мозгу выбрать наипростейший путь и ограничить свое собственное интеллектуальное развитие.
В библиотечном деле ИИ пока применим для генеративных задач: создания афиш, текстов или первичного анализа источников. Но даже здесь необходимо проверять и дорабатывать его результаты. Нейросети, как и недобросовестный ученик, могут «схватить» случайную информацию, не заботясь о её точности и объективности. В нашей работе мы учим детей понимать, что технология искусственного интеллекта может быть полезной для начального ознакомления с темой. Но чтобы действительно разобраться, нужно копать глубже, работать с первоисточниками и осознавать, что без усилий едва ли может получится действительно ценный продукт.
Какие, на ваш взгляд, условия должны быть в современной школьной библиотеке, чтобы она была центром информационного и социального притяжения?
— Библиотека должна быть площадкой для общения, обмена мнениями и поиска идей. В пространстве нашего Центра, например, проходят деловые завтраки с интересными людьми из бизнеса, науки и политики для студентов, родительские клубы, встречи с экспертами, заседания Попечительского совета гимназии. Это превращает библиотеку в точку притяжения и общения, что всегда было её задачей.



Мероприятия в библиотеке гимназии (вручение аттестатов, встречи родительского клуба, деловые завтраки)
Важно поймать этот новый формат библиотеки как ресурса, который помогает увеличивать потенциал школьного сообщества. Люди встречаются, обсуждают идеи, делятся опытом. Например, кто-то из родителей может предложить интересную инициативу, а приглашённый эксперт дать профессиональный совет. Всё это делает библиотеку не только хранилищем книг, но и активной площадкой для диалога, генератором совместных идей.
Информационная роль библиотеки тоже меняется. Специалисты центра создали и продолжают создавать не просто базу данных о библиотечном фонде, а базу знаний, где представлена информация обо всех проектах, лекциях и мероприятиях, которые когда-либо проходили в гимназии. Это позволяет легко найти, например, выступление эксперта пятилетней давности. Важным шагом вперёд будет расширение этой базы знаний, допустим, если уже выпускники гимназии начнут делиться своими работами, своими исследованиями. Это будет не просто вдохновлять наших нынешних студентов, но и покажет, что их результаты ценятся и востребованы.
Светлана, расскажите, что вдохновляет вас в вашей профессии и вашей реальной практике?
— В первую очередь, я ощущаю себя библиографом, а быть библиографом — это не то же самое, что быть библиотекарем. Это несколько другой уровень.
В этой профессии ты понимаешь, что ты действительно владеешь миром знаний. Я знаю, где что находится, как устроены информационные потоки и поисковые системы, как взаимодействуют инфоагенты в самых разных отраслях. И этот опыт я переношу на свои текущие задачи: найти с коллегами на книжном рынке лучшие книги, спрогнозировать, какие информационные запросы будут у нашего гимназического сообщества, предложить форматы информационных ресурсов, которые будут востребованы читателями разных возрастов. Я рада работать в команде педагогов-библиотекарей, которые понимают информационные потребности наших читателей, бережно и чутко относятся к каждому такому запросу. Каждый из нас — эксперт книжного мира.
Информационный мир сейчас невероятно многогранен, он стал виртуальным. Всё тиражируется, масштабируется и имеет след и в виртуальной среде. Это так круто, потому что понимаешь: ты можешь найти новое и ценное в любой момент. И можешь помочь не только себе, но и конкретному человеку или команде.

Светлана Анатольевна Чазова, руководитель Информационно-библиотечного центра гимназии Сколково.
Мне нравится, что работа библиотекаря-библиографа помогает людям строить карьеру, защищать диссертации, создавать что-то творческое. Даже когда читатель приходит в творческом кризисе, библиотекарь может подобрать материал, который поможет ему подняться на новый уровень. Или дать подсказку, которая вдохновит его на новый проект. Это воодушевляет.
Если говорить о работе в гимназии, то, конечно, вдохновляет команда. Хотя, к сожалению, у всех нас крайний дефицит времени. Я вижу, как коллеги помогают друг другу расти и чувствовать себя компетентно в широком инфопространстве. И любой из сотрудников гимназии всегда может обратиться к любому сотруднику библиотечного центра, мы всегда поможем с поиском и структурированием информации. Единственное, что нужно учесть, что качественная работа информационного специалиста, как правило, требует времени, но качество своей работы мы гарантируем. Когда понимаешь, что люди благодаря нашей работе получают что-то ценное, что помогает им двигаться дальше, — это и есть самое главное вдохновение.