Быть собой с детьми: педагогическая практика МПГУ в Гимназии Сколково

22.12.2023 447

Школьное образование — фундамент для дальнейшего обучения в вузе. Кто-то уже в школе точно знает, кем он станет, кто-то определяет свою карьерную траекторию в университете. Но есть множество профессий, которые нужно «пощупать» и попробовать в реальной жизни: для этого в вузах организуют практики, которые позволяют получить практические навыки, опыт в реальной среде и правдивую картину о профессии.

DSC07675

Недавно в гимназии закончилась педагогическая практика студентов Московского педагогического государственного университета. Мария Модженова, Регина Скрипниченко, Анастасия Грекова, Алина Белоусова и Софья Румянцева — студентки 5-го курса Института биологии и химии. К слову, многие педагоги кафедры естественных наук также окончили это направление подготовки, поэтому решение стать базой для прохождения практики было логичным.

Антон Фрыкин, заместитель директора по развитию образования, учитель биологии: «Стать площадкой для нового поколения учителей — это возможность не только делиться своими наработками, опытом и знаниями, но и получать новые интересные идеи, подходы и методики от молодых специалистов.

Такой обмен опытом между разными поколениями учителей помогает сохранять актуальность и эффективность образовательного процесса, а также способствует развитию педагогического сообщества».

В гимназии девушки преподают биологию и химию у студентов основной школы и английский язык у учеников начальных классов. Цель студенток — научиться работать с детьми разных возрастов, применять интерактивные технологии и собрать базу материалов и техник для своей дальнейшей педагогической деятельности. За это время они успели встретиться с методистом гимназии Олесей Александровной Уткиной и узнать о том, какие образовательные ресурсы есть в гимназии, поучаствовать в Неделе кафедры естественных наук, рассказать про биосинтез белка, провести лабораторные работы, изучить типы химических реакций.

IMG_3049

Наверное, это несколько волнительно вести уроки у учеников, когда ты сам не так давно выпустился из школы. Решили узнать у практиканток, каково это быть молодым учителем, как помогала школа в выборе профессии и почему выбор пал на Гимназию Сколково.

Своими впечатлениями делится Грекова Анастасия, студентка МПГУ, учитель биологии и химии: 

«Свобода, комфорт и спокойствие. Этими словами я бы описала атмосферу, которая царит здесь. Если студенты не поняли тему и мы выявили это на моменте рефлексии, времени в календарном плане достаточно, чтобы не бежать по верхам, а дать ребятам время вникнуть и понять, вернуться к теме и еще раз обсудить. Дети не боятся школы, а находятся на уроках без страха и стараются быть собой. Атмосфера в гимназии к этому подталкивает. Они не боятся ошибаться и стараются понять. Готовы слушать и слышать».

По словам девушек, перед ними стоит задача не только отработать различные методики преподавания, но и прочувствовать, изучить профессию изнутри, поэтому Гимназия Сколково стала отличным выбором для будущих преподавателей. Каждая нашла здесь что-то для себя и своего развития как профессионала.

Для Софьи Румянцевой, педагога биологии и английского, например, было важно наличие программы IB: 

«Гимназию Сколково выбрала, потому что здесь реализуется программа IB обучения биологии на английском языке. Здесь я могу отработать методику CLIL — предметно-языковое интегрированное обучение (на английском языке). Это один из самых передовых и эффективных способов языкового обучения и, кроме этого, возможность подготовить специалиста, ориентированного на международную научную деятельность».

А вот учитель биологии и химии Мария Модженова выбрала гимназию по счастливой случайности — согласилась с поступившим предложением, чему очень рада. 

Возвращаясь к преимуществам площадки в качестве прохождения практики, будущие педагоги также отмечают, что в гимназии в основном применяются поисковые методы обучения, интерактивные технологии и общение с учениками на равных, в сотрудничестве. «Ни на одном из посещенных уроков не было лекций с простым записыванием и запоминанием информации, данной учителем», — отмечает Софья.

Если говорить о выборе профессии, то не все студентки думали стать учителем изначально. Так, Алине Белоусовой, педагогу биологии и английского языка, всегда нравилось что-то объяснять друзьям и знакомым, но школа не способствовала решению выбора профессии. 

Анастасия Грекова, вдохновившись своим педагогом, которая горела предметом, решила поступить в педвуз и стать таким же учителем, который будет заряжать огоньком своих учеников. Учитель биологии и химии Регина Скрипниченко кем только не мечтала стать — от балерины до ученого. Но потом она поняла, что все эти профессии объединяет учитель, обеспечивающий взаимодействие человек — человек. Но и любовь к науке внесла свой вклад.

Рассуждая на тему возраста учителя, Регина говорит, что возраст в преподавании — это «всего лишь цифра». В педагогике важна твоя мотивация учить и учиться, взаимодействовать, делиться опытом и помогать. И возраст не должен быть помехой.

DSC07689

А для того чтобы легко найти подход к ученику, студентки делятся своими методами:

Алина Белоусова: Важно относиться к ребенку как к обычному человеку, не наседать и не смотреть свысока (в прямом смысле этого слова: если что-то нужно объяснить, лучше присесть рядом), показать себя таким же обычным человеком, не бояться допустить ошибку.

Софья Румянцева: К большинству студентов гимназии не сложно найти подход, потому что им самим интересно заниматься. 

Но если ребята средней школы уже решили, что хотят заниматься в будущем чем-то другим, важно подогревать интерес к предмету сменой деятельности и насыщением материала интересными фактами, которые ориентированы на повседневную жизнь.

Если вы преподаете в младшей школе, внедряйте как можно больше разговорной практики на английском, давайте как можно более четкие и краткие инструкции по выполнению заданий и повторяйте их, иногда показывая пример.

Анастасия Грекова: Любовь к предмету, желание помочь и донести мысль полноценно и понятным языком — то, что помогает всегда! Понимание, гибкость и умение быстро подстраиваться в зависимости от ситуации, развитая речь, а также полноценность личности.

Регина Скрипниченко: Нужно любить свое дело. Без любви к детям, предмету, науке будет тяжело. Когда любишь то, чем ты занимаешься, справляешься со всем.

Мария Модженова: Любить то, что ты делаешь, любить детей, любить объяснять и давать знания. На этом строится всё. Потому что любая работа с людьми (и особенно с маленькими) — это про эмпатию, понимание и мягкость вместе с твердостью.

От себя добавим, что будем рады видеть девушек в рядах нашей дружной команды гимназии. Уверены, вы будете прекрасными педагогами!