Интервью Оксаны Демьяненко «Учительской газете» о мифах частных школ

10.03.2023 341

В рамках приёмных кампаний многие приходящие к нам родители часто спрашивают о том, чем частная школа отличается от государственной и чем Гимназия Сколково отличается от других частных школ. Ответы на эти вопросы в формате «развеиваем мифы» дала Демьяненко Оксана Юрьевна в интервью Вадиму Мелешко Учительской газете.

Миф № 1: частные школы не подчиняются российскому законодательству об образовании

— Нет, это не так. Деятельность нашей гимназии регулируется не только Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», но и Федеральным законом «Об образовании в РФ». Мы точно так же, как и все остальные школы, работаем по ФГОС, наши дети сдают ГИА, ЕГЭ, пишут ВПР, у них такой же перечень школьных предметов. То есть планку требований ниже положенного мы не имеем права опустить. Но у нас есть возможность границы расширить: дополнять требования, вводить дополнительные предметы, писать авторские программы. Кроме того, мы работаем и по международным стандартам, поскольку являемся школой Международного бакалавриата (IB). В 2017 году мы успешно прошли авторизацию по всем программам и подтвердили свой статус в 2021 году.

Миф № 2: в частной школе на одного педагога приходится 3–4 человека

— Это тоже не так. Изначально, когда гимназия только открывалась, было представление о том, что хорошо бы иметь в классе не более 16 человек, чтобы организовывать работу в группах 8×2, 4×4, 2×8. Однако спрос определяет предложение, поэтому пришлось меняться. Сейчас у нас в среднем по 20 человек в классе, может, где-то больше или меньше. К тому же хочу напомнить, что хотя мы и частная школа, но точно так же зависим от количества учеников, как и государственная, живущая в условиях подушевого финансирования. Да и ресурсы не всегда позволяют это сделать. Только тут исходить надо из здравого смысла и целесообразности, ни в коем случае не действовать в ущерб качеству образования. Лишь при наличии этого баланса школа может развиваться.

Миф № 3: частная школа — это прежде всего бизнес-проект

— Вполне возможно, что какие-то школы создавали исходя из этой установки. Но могу с уверенностью сказать: подобная концепция нежизнеспособна, ибо, если во главу угла поставлена идея заработка, такая школа долго не проживет. Зато все успешные негосударственные образовательные организации, которые живут, развиваются и привлекают внимание родителей и профессионального сообщества, созданы вокруг какой-то образовательной и воспитательной идеи. Именно она становится центром кристаллизации, привлекающим энтузиастов, с нее начинается рост, она привлекает инвесторов, детей, родителей, журналистов и т. д. Но я скажу больше: подобная идея вполне может возникнуть и в государственном образовании, и тогда появляются такие уникальные организации, как школы Рачевского, Ямбурга, Мильграма, Казарновского и многих других. Так что в данном случае идея первична, материя вторична.

Миф № 4: частные школы ориентированы на подготовку к поступлению только в ведущие вузы России или лучшие иностранные университеты

— Безусловно, каждая школа заинтересована в том, чтобы дать своим детям знания и компетенции, позволяющие им поступить туда, куда они хотят. Но, если посмотреть на список вузов, в которых учатся наши выпускники, получится очень пестрая картина. Да, некоторые из них сейчас за рубежом, но кто-то намерен вернуться, подхватить дело родителей или учиться в магистратуре Сколковского института науки и технологий. Впрочем, даже если они останутся там, я абсолютно уверена: их доброе отношение к стране, людям, школе, которую окончили, не изменится. Надеюсь, это и благодаря тому что мы прилагаем большие усилия при формировании нашего гимназического сообщества, привлекая к этому процессу не только детей, но и их родителей, которые тоже очень разные.

Миф № 5: частная школа по определению богаче государственной

— Я бывала в самых разных школах в Москве и регионах, видела много государственных школ, гимназий, лицеев. И порой даже завидовала мощной инфраструктуре, современной технике, видела, какие замечательные педагоги там работают. Иными словами, не все так однозначно, потому что часто государство, регион, муниципалитет, ведомство вкладывают в ту или иную школу колоссальные средства. Чего не могут позволить себе многие негосударственные школы. Поэтому на материальном уровне нас не стоит сравнивать.

Миф № 6: частные школы существуют только на частные деньги

— Это тоже большое заблуждение. Сейчас в московской системе образования каждый школьник независимо от того, в какой школе он учится, имеет право получать финансирование от государства. А вот относительно всего остального — обновления инфраструктуры, развития содержания образования, привлечения и сохранения высококлассных специалистов, мотивации учителей и сотрудников, и не только материальной, — это забота руководителей школ. Для этого и установлена сумма, которую родители регулярно платят за обучение своего ребенка. Но мы тоже постоянно ищем инвесторов и партнеров, чтобы иметь потенциал развития образовательной среды, снизить бремя расходов, улучшить условия и создать возможности для детей в нашей гимназии.

Миф № 7: есть деньги — плати, нет — уходи!

— Все зависит от школы и ее политики. В ряде частных школ существуют правила, по которым ребенок и семья могут претендовать на бесплатное обучение или скидки, в других руководство может обратиться к учредителям и попечителям с просьбой поддержать того или иного ребенка, снизив стоимость его обучения. Это, как правило, касается детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей из семей в сложных жизненных обстоятельствах либо одаренных ребят, победителей олимпиад, конкурсов и соревнований, успешных в учебе, неравнодушных и активных в школьной жизни. Ведь чем больше «звездочек» в студенческом сообществе, тем выше престиж школы, тем выше образовательная планка, а главное — такие дети воодушевляют остальных, организуют, вдохновляют. За них нужно бороться, им нужно помогать, в том числе и деньгами. Как правило, никаких претензий подобные предложения не вызывают. В нашей гимназии возможности бесплатного обучения регулируются Положением об обучении на безвозмездной основе. Подобные правила утверждаются правлением гимназии.

Миф № 8: с учеников частных школ сдувают пылинки и ставят им только одни пятерки

Возможно, где-то так и есть, знаю, что у части родителей такие мысли присутствуют, мол, мы вам платим, поэтому сделайте моему ребенку и мне хорошо. Но рано или поздно все они приходят к пониманию: главное в каждой школе — качество образования, ценности, культура, среда и сообщество, которые формируют ребенка. Да, условия, быт, комфорт, питание и прочие социальные блага очень важны, поскольку помогают воспитать достоинство и уважение к личности. Но если в итоге выпускники не получают знания и компетенции, не формулируют смыслы и цели, позволяющие им реализовать свои мечты и планы, сдать экзамены, поступить в хорошие вузы, чувствовать себя уверенно, то смысл такого школьного образования теряется. Единственное, что тут можно посоветовать коллегам, — с самого начала честно и прямо определять, где возможности школы не совпадают с запросами и видением семьи: вот это мы делаем и за качество отвечаем, а вот в этом мы с вами расходимся и говорим вам об этом сразу, чтобы избежать обманутых ожиданий.

Миф № 9: в частных школах с каждым ребенком работают индивидуально

— А вот это как раз не миф. Действительно, мы очень внимательно относимся к выстраиванию отношений с каждым школьником и даже семьей и убеждены, что этот подход хотя и очень трудозатратен, но стоит этих усилий, так как дает результат в любой образовательной организации. Просто у нас сделать это проще, но не всегда легче. Ведь родители к нам часто приводят именно детей из государственных школ, потому что там на них никто не обращал внимания, не учитывал их особенностей, не знал их потенциала, не старался вовлечь в общие дела, проекты, не помогал разобраться с собой и миром. У нас есть цель — выстроить образовательный и воспитательный процессы таким образом, чтобы попытаться раскрыть способности и ресурсы каждого, попробовать услышать и найти подход. Поэтому очень важны педагогические компетенции учителей и личные качества всех, кто работает с детьми. Составляются индивидуальные учебные планы, у учителей есть информация о детях, возможности проявить себя и предложить что-то неординарное, что поможет решить сложные вопросы и всей педагогической команде взять высокую планку развития учеников. Важно не только понимать своих учеников, их сильные и слабые стороны, но и постоянно развиваться самим. Это то конкурентное преимущество, на которое ориентированы хорошие частные школы.

Миф № 10: в частных школах работают какие-то особые учителя

— Большинство из наших педагогов пришли к нам из государственных школ. Поэтому никто специально для нас кадры не готовит, здесь, как правило, те, кто когда-то окончил обычные педагогические вузы или классические университеты. Но главный вопрос: почему они не остались там и решили прийти к нам? А вот тут, на мой взгляд, действительно есть отличие: частные школы могут предложить своим учителям что-то значимое для собственного профессионального и личностного развития. Рассматривая учителей — кандидатов на должность, всегда задаю вопросы: «Кем видите себя через пять лет? Чему хотите научиться? Что ищете? Что можете и хотите дать не только детям, но и коллегам?» У нас есть возможности в плане горизонтального роста. Каждый компетентный, ищущий, мотивированный педагог может инициировать и развивать самые разные проекты: предметные, организационные, исследовательские, направленные на средовое развитие. Дополнительные работы и результаты, безусловно, должны оплачиваться, но для кого-то возможность творчества и работы в команде единомышленников — значимая нематериальная мотивация. И я знаю такие примеры в других частных школах. В принципе такая возможность есть и в государственных школах, где учитель в рамках дополнительных занятий тоже может и вести самые разные кружки, и реализовывать с детьми проекты. Но у нас все-таки больше возможностей отойти от сетки, рамок, попробовать преодолеть стереотипы. Поэтому мы ориентированы и приглашаем тех учителей, которые имеют высокие требования к себе, видят ценность в развитии и движении вперед.

Миф № 11: учитель после частной школы будет всегда успешным в обычной

Вовсе не обязательно. Он может просто не прижиться там, где среда и окружение требуют других подходов. Поэтому, если школа, например, не ориентирована на смыслообразующий диалог с учеником и родителями, работать ему там будет крайне сложно. Если ценности и методы не совпадают, продуктивным и эффективным быть невозможно.

Миф № 12: ученик частной школы отличается от учеников других школ

— Дети, попадая в ту или иную среду, напитываются тем, что она им дает. Личность формируется в социуме, и когда ребята видят, как преподаватели общаются с учениками (кстати, мы всех наших воспитанников называем студентами, рассчитываем, что это придает им веса и ответственности в собственных глазах), когда они понимают, что к ним относятся с уважением, видят в них личность и стремятся развить заложенные от природы дарования, они меняются. Поначалу даже можно услышать от вновь пришедших реплики: «Разве так бывает? Разве так общаются в школе?» Культура и среда — самые главные условия адаптации. А связей и качественного общения должно быть много, чтобы видеть, сравнивать, учиться выбирать. Важно дружить школами, детям сохранять связи со своими друзьями из прошлых школ, общаться со сверстниками из партнерских школ. К слову, именно для того чтобы качественных возможностей взаимодействия для частных школ становилось больше, гимназия «Сколково» стала соучредителем Ассоциации негосударственного образования. Многие частные школы прекрасно понимают, что задача не строить теплицу для своих учеников, а создавать условия, в которых для них есть дополнительные возможности, в том числе возможность осознавать свою ответственность за то, что имеешь, и реализовывать свой потенциал для большой цели.

…Конечно же, это далеко не единственные мифы, связанные с негосударственным сектором. Но мы постараемся больше рассказывать вам об этих школах, которым есть что сказать и есть чем поделиться.

Автор: Учительская Газета