Времена, когда профессия была выбором на всю жизнь, прошли. Окончание престижного вуза не всегда гарантирует высокооплачиваемую работу, а рынок труда диктует свои требования молодым профессионалам: гибкость, проектное мышление, финансовая компетентность, навыки работы в различном культурном контексте, готовность к риску и постоянным изменениям. В таких условиях безусловный вызов для школы выстроить индивидуальную траекторию обучения школьников с учетом запроса на успешность и самореализацию. В Гимназии Сколково на этот вызов отвечает «Карьерный центр» — неформальная структура, помогающая правильно определить направление будущего развития, как карьерного, так и личностного. Через эффективные инструменты профориентации, ресурсы образовательных проектов, стажировок и довузовской подготовки Центр расширяет возможности студентов. Рассказываем обо всем по порядку.
Шаг первый. Профориентация.
В гимназии это не только набор инструментов, помогающих понять индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны студента, и то, какая сфера деятельности ему подходит. Это еще и развитие актуальных навыков: работа в условиях неопределённости, самомотивация, ответственность, инициативность, эффективная коммуникация и взаимодействие. Все эти надпрофессиональные навыки студентам ежедневно помогают оттачивать специалисты Службы сопровождения. Методы самые разные: деловые игры, тренинги, междисциплинарные, тьюторские и волонтерские проекты. Подробнее о них мы рассказывали в наших материалах «Волонтерские программы в гимназии: нет предела помощи» и «Будущее, которые мы создаем».
Стажировки, образовательные проекты, экскурсии — берем максимум!
Юный возраст сейчас не ограничение для карьерного старта. Исследование компании Recruitnet фиксирует, что в 80% российских и зарубежных корпорациях существуют системные программы работы со школьниками и студентами. Как отмечают эксперты, причина обращения к аудитории школьников связана не только с кадровым голодом, разрывом между ожиданиями работодателей и уровнем подготовки выпускников вузов, но и со свежим взглядом, креативным способом мышления и решения практических задач школьниками, что также дает компаниям понимание того, каким будет следующее поколение.
Поэтому, начиная уже с 8-го класса, студенты гимназии могут участвовать в программе стажировок в инновационных компаниях Сколково. Координатор программы, на основании резюме претендента, подбирает место для прохождения стажировки с учетом интересов студента и наличия свободного времени. Также все наши студенты могут познакомиться с новейшими разработками стартапов и попасть на экскурсии в офисы Технопарка «Сколково» и компании-партнеров Фонда «Сколково», посетить лаборатории Сколковского института науки и технологий. Об одном из таких визитов студентов рассказала компания «Антракс» в своем материале.
Партнерские образовательные проекты — это еще один способ специализации обучения, погружения в работу реальных индустрий и знакомство с новыми профессиями. В 2020-21 учебном году гимназия продолжит совместные проекты с музеем современного искусства «Гараж», Wildberries и начнёт новые с Intel, Genotek и другими компаниями.
Своё дело в 15? Мы знаем, как.
Попробовать себя в роли предпринимателя и предложить свою идею рынку можно в «Лаборатории школьных проектов», которая работает в гимназии при поддержке Департамента городской среды Фонда «Сколково». Лаборатория — это акселератор по интегрированию бизнес-инициатив студентов Гимназии в экосистему Сколково. Уже сегодня это работающий механизм по привлечению инвестиций в проекты школьников. Об одном из этапов работы проекта мы рассказывали совсем недавно здесь.
Решающий шаг на пути к самоопределению — выбор вуза.
Координатор довузовской подготовки в гимназии помогает студентам сориентироваться в актуальных программах высшего образования в России и за рубежом, подсказывает как собрать портфолио, написать самое убеждающее мотивационное письмо и получить стипендию. Кстати, в материале «Обучение за рубежом: советы эксперта» вы можете найти эти и другие рекомендации и посмотреть видео-презентации представителей зарубежных вузов.
Путь к самоопределению труден и тернист, но при этом выбор профессии, пожалуй, один из самых захватывающих проектов в нашей жизни. Перед сегодняшними школьниками лежит огромное количество возможностей и ресурсов. Главное — правильно ими распорядиться. В гимназии мы стремимся дать возможность нашим студентам попробовать себя в различных ролях, сферах науки и бизнеса, тем самым повысив их конкурентоспособность. При этом мы чутко следим за тем, чтобы такое развитие происходило не в ущерб учебе.
Мы уверены в успехе наших выпускников, и первые результаты работы Карьерного центра уже есть. Наши выпускники поступают на выбранные программы и начинают свои бизнес-проекты.