«Утомляют не трудности, а отсутствие понимания „зачем“»: Оксана Демьяненко об инициативе депутатов Государственной Думы отменить домашние задания в школе

19.08.2025 63

Мечта всех школяров-лентяев — чтобы учителя вообще не задавали заданий на дом. И вот вдруг их поддержали депутаты. Перед началом учебного года законотворцы вспомнили, что у школьников большие нагрузки и предложили отрегулировать этот вопрос. В частности, рассмотреть отмену домашних заданий. 

«Большинство депутатов Государственной Думы считают, что школьники перегружены, в среднем за учебной они проводят 8-10 часов день», — написал в своем Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин

Он отметил, что у детей появляются новые возможности для формального выполнения домашнего задания — технологии ИИ, поиск готовых ответов в интернете и т. д. Тем самым это все порой превращается в пустую трату времени. Один из способов решения проблемы — отмена домашних заданий.

Тема вызвала оживленную дискуссию в комментариях канала и не только там. Однако большинство людей высказались не за отмену домашних заданий, а за изменение подходов к ним. Законодатели пообещали выработать предложения по изменению ситуации. 

Нужна ли школьникам домашка? Aif.ru узнал мнение экспертов, в том числе директора Международной гимназии Сколково Оксаны Демьяненко.

— Я практически уверена, что учителя никогда не поддержат отмену домашних заданий, потому что без них невозможен качественный процесс усвоения материала и развития. Безусловно, домашние задания должны быть выверенные, в идеале адресные, дифференцированные по уровням сложности и типам — кому-то сложнее, кому-то проще, чтобы у ребенка был выбор. Конечно, учителя, которые злоупотребляют домашним заданием, были и, к сожалению, будут. Но это не значит, что задания нужно отменить совсем. Мотивация ученика, в том числе на самостоятельную работу, — в его интересе к предмету и в интересе и уважении учителя к ученику. Если учитель и формы работы, стиль взаимодействия увлекают, то и предмет, и задания не вызывает отторжения. Не трудности, а монотонность и безликость, отсутствие понимания «зачем» убивают интерес к учебе и утомляют.

Сейчас многие говорят о том, что учебные планы перегружены. Но даже с учетом того, что план действительно непростой, самостоятельная работа должна быть. Это и есть важнейшая часть обучения — поиск и анализ информации, творческий процесс, самостоятельная формулировка мыслей и идей. Именно такая самостоятельная работа, не важно, где она выполняется — дома или в школьной библиотеке, дает образовательный результат. Все зависит от компетенции и мастерства учителя, какую роль он этому заданию придает, как формулирует и как он его проверяет.

Практически все дети проходят тот период, когда пытаются увильнуть от работы, домашнего задания, делают его плохо, некачественно, списывают, проверяют границы дозволенного. Важно замечать и реагировать. Родителям нужно постараться наладить дисциплину и помочь в самоорганизации. Договориться с ребенком: сейчас ты делаешь уроки, потом у тебя будет время и плюшки. И не надо дарить мобильные телефоны за выполненные домашние задания. И денег платить за них не надо. Поддержите мотивацию положительными эмоциями и совместными позитивными переживаниями и событиями. Да, это сложнее, но это лучшая плата за усилия ребенка. Иногда родители начинают активно помогать — делают домашние задания вместе с ребенком. Родительская проверка и помощь допустимы. Но стоит помнить, что дети очень быстро учатся манипулировать: я не могу, помоги, я так тебя люблю и т. д. А кроме того, родители могут не знать, как сейчас чему-то учат в школе. Одну и ту же задачу можно решать по-разному. Особенно важно это для начальной школы. У учителя есть подход, новые методики, логика объяснения. Поэтому, если папа объясняет задачу своим институтским методом, то получается медвежья услуга. Самое лучшее, чем может помочь родитель, научить самостоятельности, выбору и пониманию, что у каждого действия или бездействия есть последствия.

Оксана Демьяненко, директор Международной гимназии Сколково

Автор: Аргументы и Факты — АиФ.ru