За три года конференция проделала большой путь и стала одним из самых знаковых событий учебного года, дающих возможность проявиться разным талантам ребят и получить новое развитие для их проектов.
Презентации студенческих проектов на конференции традиционно проходят в форме стендовой, секционной и публичной защиты по направлениям: естественнонаучное, компьютерные и инженерные науки, искусство и дизайн, филологическое направление и общественные науки. При этом кто-то из ребят только начинает свое исследование и представляет первичные результаты, а для кого-то это уже длительный исследовательский процесс, поэтому любая форма защиты — это, в первую очередь, опыт представления результатов своей работы. Некоторые студенты представляют проекты в нескольких направлениях, в соответствии со своими интересами.
Конференция этого года началась с приятного бонуса — лекционной программы от ведущих экспертов в своих отраслях.
Дмитрий Кулиш, профессор Сколтеха и руководитель Центра предпринимательства и инноваций, рассказал о внедрении инноваций в Сколтехе и о связи инноваций с прибылью, а также провел мастер-класс «Главный шаг от технологической разработки до реализации и монетизации» для студентов гимназии. Ольга Ушакова, заместитель проректора по учебной работе Сколтеха, рассказала о материалах, которые изменили мир. Евгения Геронимус, научный сотрудник Института Мировой Литературы РАН, прочитала лекцию «Об ошибках в толстоведении: текстология эпистолярного наследия Л.Н. Толстого». Такое включение неслучайно: для нас важно, чтобы научно-практическая конференция стала не только местом проб и презентаций результатов работы студентов, но и возможностью для роста и развития студенческих проектов и их научных интересов.
День продолжился секционной и стендовой защитами, где был представлен 21 уникальный проект.
Валентин Чернышев из 10 класса рассказал о влиянии противогололедных реагентов на живые клетки. Наверняка, вы замечали, как такие химикаты воздействуют на природу, выжигая газон и не давая траве расти после зимы. Валентин решил изучить классификацию и состав реагентов и исследовать воздействие хлорида натрия и хлорида калия на клетках красного лука и дрожжей (так как это доступный и дешевый материал). Сравнив результат, он пришел к выводу, что реагенты агрессивнее воздействуют на клетки, чем соли, а это может вызвать деформацию мембран и изменить проницаемость клеточной стенки.
Александра Бакальчук представила обучающий ролик, идея которого в том, чтобы давать решение и объяснение задач не сразу, а с помощью многоуровневых подсказок: тогда ученик сам сможет прийти к ответу и лучше понять материал. Вера Тарасова из 10 класса представила результаты работы самостоятельно разработанной нейронной сети, которая анализировала новогодние выступления политиков разных лет.
Самым юным участником конференции стала Анжелика Городняя из 2 класса, которая в команде с Никулиной Алиной из 6 класса представила игру по роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» на постерной защите.
Результаты секционной защиты:
Диплом первой степени:
- Будагов Сергей «Солнечный коллектор с теплообменником и принудительной циркуляцией теплоносителя»
- Мацнев Владимир и Демусков Дмитрий «Разработка алгоритма для управления протезом руки»
- Родченко Варвара «Символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- Тарасова Вера «Анализ Новогоднего обращения лидеров СССР и РФ»
- Чернышев Валентин «Изучение влияния противогололедных реактивов на живые клетки»
- Тагиева Умай «Какого цвета должен быть супермаркет?»
Диплом второй степени:
- Бакальчук Александра «Взгляд из другой системы отсчета»
- Жулина Милла «То, что всех объединяет»
- Певчих Елизавета «Интерактивные инструменты повышения эффективности изучения английского языка»
- Тырышкина Александра и Жукова Арина «Влияние компьютерных игр школьника»
- Кафтанников Дмитрий «Устройство для снятия детали со стола 3д принтера»
Диплом третьей степени:
- Сухолинский-Местечкин Давид «Особенности перевода аудиовизуальных текстов»
- Купчина Мария «Влияние организованных настольных игр в развитии детей дошкольного возраста»
- Сухолинская-Местечкина София «Изучение Past Simple при помощи комиксов/Studying Past Simple tense using comics»
- Мищенко Платон «Химические материалы для создания искусственных органов»
- Сергеев Кирилл «Разработка телеграм-бота для конкурсов и олимпиад Гимназии»
- Канунников Артур, Дударева Алина, Фомичев Александр «Зимняя сказка» или «Вкусно-вредный десерт»
- Иванков Илья «Условия плавания тел»
- Богуш Алиса «Использование луковичных растений для изменения визуальной среды территории Международной гимназии Сколково»
- Ханамирян Артур «Движение мяча для гольфа по наклонной плоскости, покрытой искусственной травой»
- Никитин Артем «Информационная система «электронное портфолио ребенка»
Результаты стендовой защиты:
Диплом первой степени:
- Городняя Анжелика и Никулина Алина «В поисках пиратских сокровищ»: игра по роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»
- Кирилюк Александр, Иванченко Марк «Создание малого бизнеса в секторе питания в рамках Инновационного центра Сколково»
- Тригук Егор, Клягин Олег «Исследование кибербезопасности»
- Иванников Ярослав «Палеокарта Москвы и МО»
- Пименова Дарья «Обучающие комиксы для детей от 6 до 10 лет»
- Сапрыкина Анастасия, Винник Эвелина «Комплексные числа»
Диплом второй степени:
- Тимофеева Полина «Начало/Inception»
- Михеенко Олеся «Клиповое мышление»
- Тимофеева Ксения «Трансформация произведения искусства в объект массовой культуры на примере работы Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама»
- Европейцев Александр «Исследование возможностей применения углеродных нанотрубок в протезировании»
- Ларин Евгений «Флорариум. Закрытая экосистема»
- Мухаметшина Зарина «Модуль»
Диплом третьей степени:
- Князев Иван «Тест-игра в причастия»
- Кузнецова Анастасия «Методы запоминания текстов и улучшения памяти»
- Чеботаева Ева «Концепция жилого модуля глемпинга (трехмерная графика)»
- Федоров Георгий «Оценка токсичности пищевых добавок и БАДов с помощью ИИ»
- Судакова Ксения «Влияние температуры глицерина на скорость его вытекания»
- Иванкова Ирина «Исследование зависимости скорости звука в воздухе от температуры воздуха»
- Гаджикулиев Умар, Молташ Владимир «Скорость реакции человека»
На заключительном и, наверное, самом волнительном формате защиты — публичном — было представлено девять работ, прошедших предварительные слушания на кафедрах гимназии. Запись выступлений ребят по ссылке.
В состав жюри публичной защиты вошли:
-
Татьяна Низяева — директор Департамента социальной и образовательной политики Фонда «Сколково»,
-
Дмитрий Кулиш — кандидат биологических наук, профессор Сколтеха, руководитель Центра предпринимательства и инноваций,
-
Татьяна Тарасенко — руководитель направления коммуникаций с резидентами Технопарка «Сколково»,
-
Владимир Каймонов — генеральный директор компании «Гентико», врач, лабораторный генетик,
-
Анна Гетманская — руководитель направления по взаимодействию с абитуриентами, работодателями и партнерами бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО, руководитель программы «Глобальное образование»,
-
Денис Столяров — проректор по работе со студентами Сколтеха,
-
Юлия Шадрина — директор по инновационному развитию Трубной металлургической компании,
-
Даниил Ефимов — выпускник гимназии 2018 года, заместитель директора Центра технологических конкурсов и олимпиад Университета МИСИС,
-
Елена Игоревна Сальникова — заместитель директора по НМР, учитель биологии АНОО «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы, кандидат биологических наук, главный методист Конференции и Олимпиады «Старт в инновации».
Оценки жюри по презентациям публичной защиты распределились следующим образом:
Диплом первой степени:
-
Речицкая Анна, 8 класс, «Роль стихотворения Мэтью Арнольда «Дуврский берег» в романе Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту»
-
Мельников Юрий, 6 класс, «Мини-завод для переработки полиэтилена»
-
Федоров Георгий, 10 класс, «Использование GPT-чата — возможности и вызовы в образовании»
Диплом второй степени:
-
Соколов Михаил, 9 класс, «Разработка алгоритма анализа заинтересованности аудитории по видеопотоку».
-
Бобков Антон, Судакова Ксения, Гаджикулиева Иман, Бызов Мартин, Иванкова Ирина, 10—11 классы, «Палиодиета древних людей»
-
Гаджикулиева Иман, Богуш Алиса, Мясникова Анастасия, 10 класс, «Клонирование и экспрессия GFP»
Диплом третьей степени:
-
Попова Катерина, 9 класс, «Определение содержания антибиотиков в молочных продуктах методом ИФА»
-
Алфёров Елисей, Долматов Дмитрий, Сенкевич Герман, 6 класс, «Разработка рабочей модели акваскутера для коммерциализации»
-
Кафтанников Дмитрий, Синко Илья, Тагиев Эльчин, 8 класс, «Пневмогидравлическая двухступенчатая ракета»
Всего на конференции был представлен 51 проект, менторами стали 20 учителей и наставников.
Обобщая результаты выступлений, можем с уверенностью сказать, что исследовательский потенциал ребят растёт с каждым годом. Многие проекты рождались на стыках дисциплин: IT и лингвистики, IT и общественных наук, физики и спорта, изобразительных искусств и педагогики. В фокусе многих проектов ребят экологичность, социальная направленность: желание решить какую-то проблему, сделать жизнь одноклассников, людей или целой планеты лучше.
Дмитрий Кулиш, кандидат биологических наук, профессор Сколтеха, руководитель Центра предпринимательства и инноваций: «Я был искренне удивлен уровнем обработки данных, который был представлен сегодня. В Сколтехе мы видим достаточно много проектов по науке о данных, где порой студенты могут плохо рассказывать, какие данные они использовали при обработке информации, плохо описать валидационный эксперимент или как тренируют нейронную сеть. А ведь это большое искусство правильно все описать, и студент гимназии смог сделать это. Я в восторге от инженерных решений и проектов ребят. Следующий шаг вам необходимо сделать в сторону дизайн-мышления и упаковки проектов, чем мы займемся в следующем году на новом внеурочном курсе».
Даниил Ефимов, выпускник гимназии 2018 года: «Я участвовал в большом количестве проектов и конкурсов, еще начиная со второго класса. Но то, что я видел сегодня, это сильно выше того, что было тогда, и это очень круто. Поздравляю всех, кто помог проектам сегодняшнего дня стать реальностью. Желаю, чтобы у ребят были такие проекты, которые настолько крутые и настолько драйвовые, чтобы и мыслей закинуть его у них вообще не возникало. Желаю, чтобы эти проекты зажигали их, мотивировали развиваться и становиться еще лучше и благодаря работе они могли внедрять инновации в реальную жизнь и менять её».
«Наша конференция — это не только очередная возможность проявить себя и презентовать свои исследования, технологичные проекты и рассказать о своих открытиях педагогам, сверстникам и экспертному жюри о том, что действительно их увлекает, но и возможность получить качественную обратную связь, ресурсы и поддержку. Я благодарю всех участников жюри и отдельно команды Сколтеха и гимназии, без которых такой высокий результат был бы недостижим», — Антон Фрыкин, заместитель директора по развитию образования, учитель биологии, координатор Конференции.
Оксана Тагиева, мама студентов гимназии: «Хочу поблагодарить гимназию за прекрасную организацию научно-практической конференции SkolStart, которая в этом году вышла на новый уровень. Получилось очень масштабное мероприятие с привлечением экспертного жюри и огромным количеством интересных проектов, которые с каждым годом становятся все сложнее и интереснее. Также хочу поблагодарить жюри за интересные вопросы, полезные и критические комментарии, позволяющие понять, над чем работать дальше и куда двигаться. А студентов хочу поздравить с замечательными выступлениями и впечатляющими проектами, вы все большие молодцы!»
А мы отдельно хотим поблагодарить родителей, поддерживающих интересы и начинания ребят. Это невероятный ресурс для мотивации и развития. Начинаем подготовку к конференции следующего года!