На прошлой неделе студенты 8С класса гимназии посмотрели спектакль театра «Практика» «Вне поля зрения» — проект резидента театра — команды уличного и экспериментального танца «Jack’s Garret», в творчестве которой соединены техники street dance и современного танца.
После спектакля состоялось эксклюзивное обсуждение постановки с актерами. Пересказываем для вас диалог наших зрителей с актерами.

команда учителей, студентов гимназии и актеров театра "Практика" на обсуждении спектакля
Нужно ли быть подготовленным зрителем, чтобы смотреть ваш спектакль? Знать контекст, читать описание, критические статьи?
- Нам очень нравится наш жанр пластического театра, и он универсален по языковому восприятию. Любой человек в любой стране его посмотрит и поймет. Но, естественно, в зависимости от культурного кода страны по-разному, по-своему могут понять. Постановка воспринимается на сенситивном уровне. Здесь нет четкого либретто, пьесы, по которой сделан спектакль. В пластическом спектакле трудно рассказать историю во всех подробностях.
С чего начался процесс создания спектакля, что было отправной точкой для вашей команды?
- Когда ты создаешь какое-то творчество, по-нашему мнению, не нужно все раскладывать нарративом. Разжевывать каждое действие. Когда мы как художники пользуемся этим нарративом, сразу же неинтересно становится заниматься. В нашем творчестве мы используем метафоры, аллегории. Мы задаем вопрос зрителям, но на него не всегда нужно отвечать. Мы любим юмор, мы не любим уходить в экзистенциальную депрессию.
- Все началось с того, что мы захотели что-то сделать. Первым референсом, от которого мы отталкивались, был Питер Равен, датский художник. Он изображает мужчин в очень динамичных позах. Мы отталкивались от них и метафорично начинали взаимодействовать друг с другом. Когда мы занимаемся творчеством, для нас важно что-то создавать. Для нас нет задачи все разложить, расписать, контекст понять. Мы эмпирическим путем создаем что-то из своих тел, откуда мы и черпаем смысл. Это и есть лабораторный формат. Точкой А были картины, а точкой В — сериал «Разделение», который мы посмотрели уже после того, как сделали часть материала для спектакля. И очень много в нашем спектакле и сериале сошлось.
Какова доля импровизации в вашем спектакле?
- Если мы берем более танцевальные темы, то это все разведено. У нас все просчитано, у нас есть планы А, В, С на все случаи жизни. У нас есть моменты, где мы должны двигаться по плану, идеально, есть моменты, когда кто-то выходит на лидирующую позицию, но в этом мы живем. Даже в те моменты, когда мы делаем синхрон, у нас есть свой характер. Все мы разные. Это очень важно. Надеюсь, вы это увидели. Если не будет характеров, то будет механика. А у нас есть душа. Мы сами придумываем себе внутри реакции и интерпретируем их. Это на самом деле трудно. С каждым разом наш спектакль начинает обрастать мышцами, сухожилиями, кожей. Он становится сочнее. А если в процентах, то 90% — это застроенные сцены, а 10% — импровизации.

Что значит красный шар как символ в вашем спектакле?
- Режиссер наш закладывал в этот шарик свои смыслы. У каждого героя есть своя метафора, зашифрованная в этом шарике. У кого-то этот шарик появился как подарок, который ему не нужен. У другого персонажа шарик сдутый, все сдутое. И мы пытаемся его подбодрить. Ему этого шарика не хватает. У кого-то шарик есть, но он его контролирует. У каждого это про своего внутреннего ребенка, обиды, разочарования, желания, возможности, невоплощенные мечты, про то, что самое ценное под носом, а мы этого не видим. В каждой сцене, с каждым героем шарик живет по-разному и считывается по-разному. У каждого персонажа своя история взаимоотношений с шариком.
Какой он, ваш герой? И есть ли связь между вами как актерами и людьми и героями, которых вы играете?
- Режиссер Анна Дельцова придумывала этих персонажей из наших характеров и нашей психофизики. Мы пытались нащупывать характер каждого и дать ему Аватара. Кто-то из нас играет сам себя, кто-то похож только отчасти. Выбирая персонажей, Анна не назначала нам характеры, она предлагала варианты, и мы вместе дорабатывали наших героев, многое привносили от себя. Мы за такой подход.
Как много времени вам понадобилось, чтобы подготовить этот спектакль?
- Что-то создавать на тему спектакля мы начали года два назад. Когда было время, репетировали, и за два года наработали очень много материала. После потихоньку начали его собирать.
- Для нас репетиция — это большая песочница, где мы играем друг с другом. Потом ближе к выпуску, где-то за полгода, мы начали пересматривать все наработанные физические скетчи и соединять их. Что с чем сочетается и связывается. Это был самый плотный репетиционный процесс. А вообще этот материал копился у нас очень давно, и кажется, что к этому спектаклю мы шли всю жизнь. В спектакле мы использовали не все, что мы придумали. Наверное, у нас есть материал еще как минимум на один спектакль. Найти бы время и силы, чтобы его поставить.

Какой совет вы бы дали нашим студентам?
- Не бойтесь и не стесняйтесь проявлять себя и творить в любых сферах жизни. Берите и делайте!
- Иногда нужно терпение. Даже себе можно надоесть. Нормально уставать от самого себя. Когда вы что-то создаете, важно позволять себе испытывать разные эмоции. По щелчку ничего не случается, но когда вы это сделаете, поймете, что получили бесценный опыт. Не бойтесь совершать ошибки! Своим ошибкам нужно быть благодарными.
- Берите больше ответственности за себя, свои поступки, близких людей. Нужно быть субъектом своей жизни. Не будьте поверхностными, копайте глубже.
- Не бойтесь критики, адекватно к ней относитесь. Не совершайте поступки на эмоциях, поступки, о которых можете пожалеть. Отпустите эмоции, потом действуйте. Утро вечера мудренее.
А мы напоминаем, что просмотр и обсуждение этого и других спектаклей стали возможны благодаря совместной образовательной программе c театром, и, конечно, приглашаем всех в театр!