Я — сам! Есть ли наука в начальной школе?

06.06.2024 130

Науке все возрасты покорны! И студенты Гимназии Сколково регулярно подтверждают это своими яркими, глубокими и актуальными научными исследованиями и проектами. Причем первые шаги навстречу манящему неизведанному ребята делают ещё в детском саду. А уже в начальной школе юные ломоносовы, кулибины и циолковские представляют плоды своих исследований и первые открытия перед широкой публикой. Этот учебный год не стал исключением и также завершился настоящим праздником науки — итоговой выставкой индивидуальных проектов (PYP Exhibition).

IMG_3101

Традиционно PYP Exhibition проходит в формате стендовой защиты: студенты готовят постеры с краткой информацией о проделанной работе и приобретенных навыках, вооружаются харизмой и уверенно презентуют свои проекты всем заинтересовавшимся. Здесь, к слову, стоит отметить растущий с каждым годом уровень презентаций. Если раньше ребята ограничивались лишь устным рассказом, то сейчас стенды многих проектов — это целые шоу-румы, в которых под чутким наставничеством юных ученых и изобретателей можно попробовать повторить опыт, протестировать разработку, испытать её на себе и даже помечтать о полете в далекие уголки космоса.

Марк Фёдоров, 4А класс, тема исследования: строение ракеты

В Солнечной системе великое множество загадок, ведь наши ракеты не могут достичь многих планет. У Юпитера, например, есть ледяной спутник. И если там есть вода, то, возможно, существует и жизнь.

Для выставки я создал бумажный макет ракеты «Ангара А5», которая по задумке могла бы долететь до многих космических объектов даже за границами нашей Солнечной системы. Во время работы над проектом я многое узнал о ракетах: какие они бывают, их полётные характеристики, взаимосвязи между ними. Для создания ракеты я использовал специальный симулятор OpenRocket, который помог мне создать цифровой двойник ракеты и рассчитать параметры её полёта, учитывая данные о её элементах, размерах и массе, материалах, из которых она изготовлена, а также характеристики двигателя, установленного на ракету.

Это помогло мне лучше понять устройство ракет, а благодаря цифровой модели и её тестовому запуску я установил, что максимальная скорость ракеты — 44 м/с, при этом подняться она смогла на высоту 42.1 м. Так я понял, что над своей задумкой ещё нужно поработать. Чем больше вес, тем больше должна быть сила двигателя, а также мощнее должен быть импульс для разгона ракеты.

IMG_3074
DSC04585

 

Кроме наглядности основным критерием успешного выполнения проекта является его востребованность для решения каких-либо актуальных проблем в реальной жизни. С этой задачей ребята также справились на «отлично» и постарались сделать конкретные, применимые и полезные проекты.

Алина Гатина, Дарья Ковалева, 4В класс, тема исследования: вымирание красных панд

Красные панды — вид, который находится под угрозой исчезновения, поэтому своим проектом мы хотим привлечь внимание добрых людей к решению этой проблемы и, возможно, помочь сохранить популяцию этих животных. Для этого мы создали макет питомника, который, по нашему мнению, поможет красным пандам. Мы учли, что их жилища должны быть оборудованы крышами, чтобы во время сна на животных не попадал дождь. Кроме того, там должен быть бамбук — как старый, так и молодой. Бамбук обладает прочными ветками, а красные панды предпочитают отдыхать на деревьях. Прежде чем приступить к созданию макета, мы проконсультировались со специалистами, выяснили потребности панд и воплотили всё это в одном проекте.

Подобную установку можно было бы разместить в заповедниках. Желательно, чтобы поблизости был климат, подходящий для панд. Если говорить о России, то красные панды чувствуют себя комфортно в восточной части, близ Японского моря.

DSC04464

 

Пётр Костин, 4С класс, тема исследования: футбол на снегу как отдельный вид спорта

Я профессионально занимаюсь футболом, но в России, где большую часть года холодно, играть в него на открытом воздухе не всегда возможно. В рамках своего проекта я решил изучить вид спорта, в который можно играть зимой, что актуально для нашего климата.

Кроме этого, это развивающийся вид спорта, по нему ежегодно проводятся международные турниры, самым престижным из которых считается чемпионат мира в Финляндии. Но этот вид футбола пока еще не стал официальным.

Глядя на многие проекты, сложно поверить, что всё это — результаты работы исключительно детей. И как признались нам родители, с которыми удалось пообщаться на выставке, они удивлены увиденным не меньше.

Валерия Юрьева, мама студента 4В Бориса Юрьева:

Я на самом деле удивлена великим многообразием тем, их актуальностью, глубиной. Они все очень интересные. У каждого ребенка свой подход, с точки зрения каких-то умений, навыков и интересов. Кто-то раскрыл тему с творческой стороны, кто-то — с исследовательской, кто-то путешествовал, познавал мир и пропускал всё через себя.

Видно, что темы проектов детям нравятся, ребята ими горят и погрузились в них достаточно. Несмотря на то что и наставники, и родители в какой-то степени были вовлечены в процесс, видно, насколько каждый ребенок изучил тему сам, насколько он классно к этому подошел, насколько ему было интересно. Ребята даже, несмотря на волнение, рассказывают о проектах с большим воодушевлением.

DSC04973

 

Зинаида Давиди, мама студента 4С Лео Давиди:

Обычно я очень включена в подобную деятельность сына, а тут он мне буквально с первых дней заявил, что сделает всё сам. Конечно, в каких-то технических, организационных вопросах мы ему всё-таки помогли: что-то закупили, встречу с парфюмером организовали. Но на этом всё.

Было немного не по себе, до последнего переживала, что получится без моего участия, но результатом приятно удивлена.

И в целом, я просто в приятном шоке на самом деле. Малыши, а такую работу проделали все. И всё сами. А подготовились как шикарно. Смотрю на это великолепие и думаю, а что же они нам покажут в старших классах, если уже такие потрясающие результаты, такие проекты.

 

DSC04252
IMG_3070

 

Впрочем, родители и сами были непрочь подключиться в каких-то сложных моментах.

Фёдор Фёдоров, папа студента 4А Марка Фёдорова:

В плане инициативы мой сын взял на себя очень много и был довольно увлечен проектом, придумывал концепции разные. Я же немного помогал ему с технической частью, с программой разобраться. И в целом поддерживал, чтобы он довел проект до конца.

И знаете, это был отличный опыт совместной деятельности с сыном, мне было приятно повозиться с ним и провести вместе время.

Уже в новом учебном году ребят ожидают следующая образовательная ступень и, возможно, новые открытия. Впрочем, в Гимназии немало примеров, когда увлечения в начальных классах перерастали в серьезные проекты и даже успешные стартапы. Поэтому желаем нашим юным исследователям свежих идей и надеемся увидеть ребят среди участников научно-практической конференции SkolStart.