Extended Essay: каждому студенту — проектная и исследовательская деятельность!

15.10.2020 157

2 октября, перед самыми каникулами, у студентов 11 IB класса успешно завершилась Interim ReflectionSession — вторая отчетная сессия по Extended Essay.

Каждый студент Дипломной программы Международного Бакалавриата знает, что без исследовательской работы, именуемой Extended Essay, диплома не получить. Потому студенты 10IB класса гимназии Сколково каждый октябрь начинают выбирать предмет и наставника, под чьим руководством будет вестись исследование в выбранном предмете. Одиннадцатиклассники же к октябрю завершают сбор и систематизацию материала для исследования, дочитывают последние научные монографии и статьи, ставят точку в экспериментах и отчитываются о работе, выполненной за лето, на специальной встрече. Interim Reflection Session — именно так называется эта встреча — ступенька, с которой начинается создание письменного текста объемом 4000 слов, собственно Extended Essay, или расширенного эссе. На эту работу отводится ещё три месяца — и вот Viva Voce, последний отчет о проделанной работе, о маленьких (а иногда и не очень маленьких) научных достижениях. 

Студенты IB делают выбор предмета и темы исследования почти всегда в соответствии со своими учебными, а иногда и научными, интересами, учитывая перспективы дальнейшей учёбы и профессии. Студентка Злата Европейцева, интересующаяся глобальными экологическими проблемами, выбрала для исследования водные конфликты Средней Азии, их причины и пути разрешения; студент Иван Комаров, с увлечением изучающий современное искусство, исследует приёмы создания фантасмагории в романе Владимира Набокова «Приглашение на казнь»; Тимофей Романов, пробующий себя в музыке и кинематографе, взялся исследовать литературный феномен Нобелевского лауреата Боба Дилана; Александр, который увлечен информатикой (сейчас он разрабатывает алгоритм для исследований в спектроскопии), пишет работу по физике о зависимости «вектора магнитной индукции плоской катушки от силы тока»…  

Нужно заметить, что наибольшей популярностью в гимназии действительно пользуются темы по физике и по литературе — работы по этим предметам составляют половину всех Extended Essay, выполненных за три года. В прошлом году, например, все выпускники Дипломной программы под руководством преподавателя Елены Михайловны Гаркуши исследовали проблемы литературы, и надо сказать, результаты оказались прекрасными, а работа студентки Халы Зоаби, посвященная художественным деталям костюма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», может считаться образцовой. В этом году в гимназии впервые появятся работы по экономике. К уже названным предметам, выбираемым для студенческих исследований в Дипломной программе, можно добавить английский язык и психологию. Серьезным вызовом для студентов Дипломной программы является то, что исследовательские работы по всем предметам, кроме литературы, пишутся на английском языке. Тем не менее, мы ждем от студентов успешных эссе по математике и информатике, по биологии и химии, по всемирной истории, ведь интерес наших студентов к этим предметам бесспорный. 

В Дипломной программе Международного Бакалавриата много интересного и ценного. Безусловно, одно из её достижений — грамотно организованная исследовательская работа студентов, с ясным содержанием, алгоритмами продвижения и критериями оценивания. Видится, что для гимназии будет очень полезным распространить этот опыт на всю старшую школу: каждому студенту — проектная и исследовательская деятельность!

Подробнее об Extended Essay на ibo.org

Автор текста: Флёра Анатольевна Ваганова, координатор Extended Essay в Дипломной программе.